«12 ребят, которые хотят умереть»: Японский фильм про самоубийц, где никто не умер

То, что стоит увидеть каждому: удивительный фильм, который пессимистично рассказывает о ценности жизни.

22 января
10:00

То, что стоит увидеть каждому: удивительный фильм, который пессимистично рассказывает о ценности жизни.

Японское кино – это особый вид искусства. Во многом к нему нужно быть морально готовым и тщательно подходить к выбору картины. Все медиа в Японии – это анимация. И тут можно было бы начать рассуждать о ее вкладе в мировую культуру и ценности как предмета искусства, но это тема для другого обсуждения. Просто стоит запомнить как аксиому: те, кто считают, что все что нарисовано это «для детей» – узколобые люди, мало что смыслящие в попкультуре и лишающие себя львиной доли визуальных удовольствий. В Японии анимация вытеснила кинематограф, отсюда такое жанровое и рейтинговое разнообразие аниме. И история про маленького хомячка, который заводит друзей, с рейтингом 0+, и переполненная кровью со смертями драма 18+, рассуждающая на тему слепоты религии, – все это аниме. Некоторые тайтлы с учетом развития отрасли даже умудряются порассуждать о внутренних демонах и жестокости людей и при этом рассказывать, как один активный блондинистый парнишка хочет стать Хокаге. И все это с плашкой 12+.

Поэтому, все игровое кино из страны восходящего солнца практически полностью можно отнести к категориям «нишевое», «жанровое» и «арт-хаус». А если совместить эти понятия, то «уникальное».

В России за возможность прикоснуться к необычным картинам стоит благодарить ежегодный Фестиваль японского кино (в этом году он проходил уже в 53 раз). Организаторы постоянно привозят не менее двух десятков лучших представителей японского кинематографа и устраивают встречи с именитыми гостями, режиссерами, продюсерами и мультипликаторами. В рамках этого фестиваля, который я посещаю уже три года, я видела три картины: тяжелую драму «Возвращение домой» о жителях Фукусимы после страшной аварии, комедию «Экстремальные такояки», понять которую мне было не дано (возвращаемся к тезису правильного выбора картины) и триллер, о котором идет речь в данной статье – «12 ребят, которые хотят умереть»

Для начала, вот мой краткий вердикт без спойлеров, потому что для того чтобы правильно обсудить картину мне далее придется коснуться истории и персонажей, а это 95% удовольствия кино.

«12 ребят, которые хотят умереть» – это экранизация одноименного романа То Убуката. Фильм, как для Японии, так и для любого жителя мегаполиса, получился злободневным. Он погружается в психологию подростков и причины самоубийств молодых людей. Каждый персонаж, попавший в заброшенную больницу, попал туда не просто так. У каждого на это была причина, и фильм, не стесняясь, зубасто проходится по героям, поднимая неудобные вопросы и рассуждая на неприятные темы. В итоге фильм оказывается удивительным гибридом нескольких известных картин. Мне удалось, к своему шоку, распознать, как минимум, франшизу «Пила» и икону драмы «12 разгневанных мужчин», которые по канонам японской культуры переработали и адаптировали под самыми немыслимыми точками зрения.

Весь фильм начинается с неожиданного твиста и не разочаровывает до последней минуты.

12 молодых людей за два часа хронометража, находясь в большой, но единственной локации, проходя через изменения и переосмысление собственной жизни, раскрываются в грамотно написанных диалогах. Все они разные – их характеры, статусы, образование, манера поведения совершенно расходятся друг с другом, то влияя на мнение других, поворачивая его в неожиданную сторону, то заставляя их вступать в конфликты и бесконечно спорить. Наблюдать за ними – одно удовольствие.

Пробежимся по технической стороне. Музыкальное сопровождение выше всяких похвал, так же как и операторская работа. Особенно хочется отметить актерские работы, ведь история полностью построена на общении и спорах персонажей. Удивительная слаженность и достоверность игры вовлекает в сюжет с небывалой силой. (Японское, как и все азиатское кино в целом славится сильным переигрыванием и слабыми актерами, но тут каждый старался и был на высоте)

Это если кратко. А теперь давайте погрузимся в историю с головой. Дальше будут спойлеры.

Главная сила этого фильма в его злободневности. Высокий уровень самоубийств в Японии – это бич технологически развитой страны, с которым она старается бороться уже не первое десятилетие, но из-за закрытого менталитета, культурных особенностей, традиционных ценностей и человеческой обособленности, к сожалению, далеко им продвинуться не удалось. Страшнее всего – подростки, по тем или иным причинам решившие расстаться с жизнью. В какой-то момент, проблема оказалась настолько массовой, что молодые люди стали находить единомышленников через интернет и лишать себя жизни группами. Именно один из таких сайтов подарил идею для автора книги То Убуката.

С чего же все начинается.

В самом начале, мы видим как все персонажи идут на место встречи. У каждого с собой понятные простые инструкции: прийти в заброшенную больницу – открыть дверь с кодом – взять из сейфа свой порядковый номер – спуститься в подвал – занять свое место согласно номеру – ждать пока не придут остальные. А дальше интересное условие: собравшись вместе, участники проводят голосование, и если все уверены в решении, то действовать будут незамедлительно, но если хоть кто-то сомневается, то продолжается обсуждение. К утру следующего дня из жизни уходят либо все, либо никто.

Среди участников группа разношерстных героев, которые сначала кажутся воплощенными стереотипами: Гяру, Лоли, забитые японские школьники, таинственная личность, оказавшаяся Айдолом, немного злая девушка в черном, гопник и так далее. К концу истории они раскроются с новой стороны, отойдя от своих плоских образов.

К моменту, когда главные герои располагаются за столом, последним в подвал спускается молодой человек, с улыбкой представляясь Админом, организовавшим встречу. И раз уже все 12 человек в сборе, то они могут начинать. На резонный вопрос, а что это там за 13-й парень в углу лежит рядом с пустой пачкой таблеток, Админ ответить не может. Ведь его там быть не должно. С этого момента начинается ироничная история, в которой 12 ищущих смерти молодых людей пытаются понять, может ли кто-то из них быть убийцей.

Синопсис фильма гласит:

12 парней и девушек собрались в заброшенной больнице, чтобы умереть вместе. Однако их план рушится, когда в одном из помещений они находят труп. Неужели среди них затаился убийца? Начинается поиск преступника, во время которого постепенно становится ясно, почему каждый из подростков желает смерти…

Детективная часть не ставится во главу угла, тайна Тринадцатого раскрывается к середине фильма, хоть и с неожиданной стороны, что неожиданно только идет в плюс. Расследованием, логическими выкладками и определением хронологии занимается Пятый, попутно раскрывая свою предысторию. Его на встречу привел рак в последней стадии, и он хочет облегчить все и для себя, и для своей семьи.

Поговорим про персонажей.

Причины и предыстория разных персонажей перекликаются, а иногда и противоречат друг другу, что позволяет появиться конфликту и раскрыть персонажей еще глубже.

Так, появляется интересная параллель между некоторыми ребятами: Третья и Четвертая поднимают вопрос того, где должно оканчиваться фанатское поклонение и несет ли знаменитость ответственность за своих фанатов, а Десятый и Шестая по сути имеют одну предысторию, но из-за их семей мы видим ее под разными углами.

Кто-то тяготится последствием аварии и чувством вины из-за нее, а одна из девушек с самого детства носит в себе синдром выжившего, одного из парней затравили одноклассники, а другого довела до края гиперопека матери. И так далее...

Самым любопытным персонажем можно назвать Админа, ведь заброшенная больница когда-то принадлежала его отцу, пока тот не свел счеты с жизнью. С тех пор сама идея Выбора увлекла Админа, делая из него причудливое смешение Джона Крамера, Конструктора из Пилы и Ягами Лайта из «Тетради смерти» с его вечными попытками дотянуться до справедливости. В самом конце нам неожиданно открывается, что подобная встреча уже четвертая по счету и удивительным образом все участники выбирают жизнь – не без помощи Админа, конечно. Можно ли сказать, что тот специально проводит такие специфические сеансы психологической помощи с теми, кто не решается попросить о ней самостоятельно? Возможно. Зато ясно, что встреча не пройдет для участников бесследно. Когда наступило утро нового дня среди ребят завязались новые отношения, которые помогут им справится с трудностями и даже проскочил намек на зарождение любовной линии. Очень не хватило взгляда в будущее, где зритель бы увидел последствия этой ночи, но его, в принципе, мы можем придумать и сами.

Что в итоге?

Крепкий интригующий сюжет, ворох двойственных персонажей, среди которых каждый сам сможет выбрать себе любимчика, детективная линия, не слишком переусложненная и заканчивающая достаточно быстро, чтобы зритель не устал от нее и не успел заметить проскальзывающие нелогичности. Хорошая съемка и музыка, интересная, немного тревожная локация и постоянная игра с ожиданиями зрителей. Плюс хорошо написанные диалоги и взгляд в психологию.

Но мой вердикт – это не истина в последней инстанции, так что посмотрите фильм и сделайте собственные выводы.

Приятного просмотра!



Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
12 февраля
11:30
1917: главный киноэкспириенс прошедшего года?
10 февраля
16:45
Настолько плохо, что хорошо: Чем манят экранизации по Стивену Кингу
30 января
16:10
Из мажора в человека: «Холоп» – главный кинохит января