Смотрим дома: Архивы ВГИК

21 мая
10:45

В подборке представлены учебные работы студентов Всероссийского государственного института кинематографии.

Здесь вы можете увидеть как ранние опыты будущих классиков отечественного кино, среди которых дебюты Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Василия Шукшина, Карена Шахназарова, Элема Климова, так и малоизвестные работы режиссеров, определяющих лицо современного российского кино – Анны Меликян, Федора Бондарчука, Петра Буслова.

Среди прочих раритетов в подборке представлены первые фильмы руководителей мастерских сегодняшнего ВГИКа: Владимира Меньшова, Владимира Грамматикова, Вадима Абдрашитова, Владимира Фокина и Александра Котта.

В силу гуманного хронометража учебные фильмы вас точно не утомят, а благодаря художественному уровню наверняка доставят зрительское удовольствие.

Эй, кто-нибудь

1963. 31 мин. СССР. Реж. Андрей Смирнов, Борис Яшин

Дипломный фильм выпускников мастерской М.И. Ромма – Андрея Смирнова и Бориса Яшина, которые только нащупывают свой язык кино: играют с мизансценой, светом, тенью, актерами и, в первую очередь, демонстрируют человека на фоне обстоятельств – со своими слабостями, страхами, желанием выжить. В роли молодого человека здесь появляется Владимир Ивашов, уже сыгравший на тот момент свою знаменитую роль в «Балладе о солдате». Для Ольги Гобзевой в роли молодой девушки этот фильм стал дебютом, однако уже через год она будет давать пощечину Андрею Тарковскому в знаменитом эпизоде из фильма «Застава Ильича». Через некоторое время режиссерский тандем Смирнов – Яшин распадется, но как вместе, так и по отдельности, они оставят значительный след в отечественном кинематографе.

Смотреть фильм

Тяжёлая работа старых мойр

2000. 16 мин. Россия. Реж. Петр Буслов

Режиссёр знаменитого «Бумера» на втором курсе ВГИКа снимает фильм, в котором показывает цепочку самых простых действий, ведущих к смерти, и расположенных в причудливом порядке, известном одним только мойрам. Мойры – богини судьбы из древнегреческой мифологии, слепые старухи, плетущие нити людских жизней.Чёрно-белая эстетика изображения словно соединяет монотонные фрагменты, разделённые поначалу ироничными авторскими комментариями, так, что под конец они складываются в цельную картину.

Смотреть фильм

Сон в летнее утро

1989. 18 мин. СССР. Реж. Фёдор Бондарчук

На обмене валюты попадается главный герой дипломного фильма Федора Бондарчука «Сон в летнее утро». Этот факт его возмущает, как и все происходящее вокруг, и он отправляется в путешествие в свои грёзы, где купается в Яузе, лежит на брусчатке около Кремля и бродит по Парижу. В этом фильме тяжело найти того Бондарчука, что снял «Девятую роту», зато виден Бондарчук – клипмейкер с резким монтажом и сумасшедшим движением камеры, носивший джинсы и футболку с Шекспиром, а не привычный галстук. Этот дебют по своей фактуре напоминает фильмы 60-х годов: залитая солнцем Москва, толпы людей, блестящая река, и «Лужа» тогда ещё была без крыши.

Смотреть фильм

Рок

2013. 30 мин. Россия. Реж. Иван Шахназаров

Дипломный роуд-муви Ивана Шахназарова (мастерская В.И. Хотиненко и В.А. Фенченко) о трёх друзьях-музыкантах, которые на еле живых жигулях пытаются добраться до резиденции известного продюсера. Машина ломается, карту прочесть не удаётся, рокеры не знают, где они, и что им делать, но на этом их злоключения только начинаются.

Смотреть фильм

Петрухина фамилия

1971. 19 мин. СССР. Реж. Сергей Никоненко

Режиссерский диплом известного артиста и выпускника режиссёрской мастерской Герасимова и Макаровой. Фрагмент из жизни деревни: рождение двойни в молодой семье, деревенское застолье по этому поводу и закономерный итог посиделок. Роль молодого отца исполняет сам режиссер, матери – Екатерина Васильева, на втором плане герои Георгия Буркова, Ивана Рыжова и Натальи Бондарчук. Поговаривают, что последнюю после данного эпизода пригласил в «Солярис» Тарковский. История деревенского недотепы получит продолжение уже в полнометражном фильме Никоненко «Ёлки-палки». Фильм-обладатель почетного диплома на МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене в 1972 году.

Смотреть фильм

Остановите Потапова!

1973. 35 мин. СССР. Реж. Вадим Абдрашитов

Курсовая работа Вадима Абдрашитова, главный герой которой, Потапов, проживает среднестатистическую жизнь сотрудника НИИ, проговаривая день изо дня ничего не значащие слова «документация» и «стандартизация», а во сне видящий себя покачивающимся в ажурном белом кресле в пустынном городе. Абдрашитов впервые вводит в советский кинематограф героя формально отрицательного, но при этом практически не совершающего ничего предосудительного. Слушая Гамлета-Высоцкого, Потапов выдаёт: «гениально… но затянули», и в этом вся его нехитрая философия – философия постоянного бессмысленного движения.

Смотреть фильм

Мальчик и голубь

1961. 19 мин. СССР. Реж. Андрей Кончаловский, Евгений Осташенко

Голубь – символ мира и свободы. Мог ли знать Андрей Кончаловский, гуляя по улицам города, что он встретит будущего исполнителя главной роли в его дипломном фильме, а позднее и роли Ивана в фильме Андрея Тарковского «Иваново Детство»? Вряд ли. Сюжет фильма незамысловат: мальчик хочет купить голубя, но у него нет денег, поэтому он расплачивается с заводчиком своим альбомом с марками, далее голубь улетает от него, но мальчик вновь заполучает его, однако, в конце концов, понимает, что птица должна быть на свободе. Фильм получил мировое признание в виде бронзового льва Венецианского кинофестиваля. Выйдя в начале 60-х так же, как и «Каток и скрипка» Тарковского, «Мальчик и голубь» во многом похож на него, начиная от выбора главного героя, маленького мальчика, и заканчивая движением камеры, которая в фильмах двух друзей, выпускников мастерской Ромма, обвивается вокруг героев, подобно птице, со свойственной для нее свободой и легкостью.

Смотреть фильм

Контрабас

2002. 22 мин. Россия. Реж. Анна Меликян

Феликс живёт в герметичном мире жутковатой квартиры, окружённый авторитарным отцом, полусумасшедшей матерью и странной сестрой. На день рождения Феликс получает контрабас, который отравляет его жизнь. Сюрреалистически-комедийная манера повествования Анны Меликян уже в курсовой работе проявляет её приверженность эстетике городской сказки. То, что впоследствии будет развито в «Русалке», в «Контрабасе» намечено широкими мазками: закадровый голос героя, иронично комментирующего собственные злоключения, абсурдные трансформации локаций и добрая интонация, с которой режиссер рассуждает о вечных вопросах – кто я и что мне делать со своей жизнью.

Смотреть фильм

Каток и скрипка

1960. 46 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский

Сюжет фильма незамысловат и рассказывает о дружбе мальчика, играющего на скрипке, и рабочего, укладывающего асфальт во дворе дома. Как отмечали Кончаловский с Юсовым, первый самостоятельный фильм Тарковского мог быть совершенно иным, если бы не Альбер Ламорис и его фильм «Красный шар», в то время демонстрировавшийся на киноэкранах страны. Эта картина повлияла на цветовое решение в дебюте Тарковского. Как и в фильме Ламориса, на экране доминирует красный цвет, к нему Тарковский добавляет жёлтый – цвет катка и голубой – цвет неба. Камера движется без ограничений, демонстрируя зрителю живую, пульсирующую реальность с запахом еще горячего асфальта и лужами после теплого дождя. Именно эта пульсация делает фильм таким ценным для зрителя.

Смотреть фильм

К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грёзы

1968. 11 мин. СССР. Реж. Владимир Меньшов

Автор прославленной комедии «Любовь и голуби» и отмеченной Американской киноакадемией картины «Москва слезам не верит» в своей первой учебной работе погружает нас в чарующий мир детства и театра. После спектакля девочка попадает за кулисы и получает шанс увидеть без масок всех тех, кого так боялась, любила и ненавидела. Кроме простого нежного нарратива, в фильме очень важна внутренняя структура. На примере изменения восприятия девочки рассматривается закон отрицания отрицания, сформулированный Гегелем и получивший развитие в марксистской диалектике. Магия театра, его очарование образов, которые так томят душу ребёнка, постепенно рушится во второй части фильма, где криво улыбающаяся Баба Яга буднично курит сигарету. Неужели всё это лишь обман? Второе название иносказательно рифмуется с первым, но и в какой-то мере парирует ему. Теперь мы знаем, что кроется за иллюзией, но, несмотря на это, дети вновь приходят на спектакль и завороженно наблюдают за ослепительной вспышкой красного цветка на чёрно-белой плёнке.

Смотреть фильм

Из Лебяжьего сообщают

1960. 32 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин

В своей дипломной работе Василий Шукшин выступил не только как режиссёр и сценарист, но и исполнил одну из главных ролей – инструктора райкома Петра Ивлеева, направленного в Лебяжье на спасение хлебных посевов. На решение общественно важного вопроса накладываются личные проблемы молодого партийца. Уже здесь ясно различима главная черта всего будущего шукшинского кинематографа – подлинный драматизм человеческих отношений.

Смотреть фильм

Вино из одуванчиков

1972. 20 мин. СССР. Реж. Родион Нахапетов

Материалом для своей дипломной работы Родион Нахапетов выбрал знаменитую повесть Рэя Брэдбери. Через образы вещей, состарившихся вместе с хозяйкой, и стилизованные старые фотографии Нахапетов передаёт атмосферу произведения Брэдбери – необратимость времени. Человек не существует в прошлом, и его нет также в будущем, он есть только здесь и сейчас, а воспоминания неизбежно растворяются подобно одуванчику в воздухе. Недаром почти весь фильм снят на поляне – в открытом пространстве, где ветер развеивает иллюзии пожилой героини.

Смотреть фильм

Аптекарша

1964. 22 мин. СССР. Реж. Станислав Говорухин

Дебютный фильм Говорухина, поставленный по Чехову. Рассказ о молодой аптекарше, живущей вместе со старым аптекарем, к которому она не испытывает ничего, кроме отвращения. Однажды в аптеку случайно заходят два офицера. Случай меняет жизнь аптекарши – возможно, именно этот миг встречи станет для героини самым ярким событием в жизни.

Смотреть фильм

В горах моё сердце

1967. 40 мин. СССР. Реж. Рустам Хамдамов, Инесса Киселева

Студенческая работа Рустама Хамдамова по мотивам рассказа Уильяма Сарояна, стилизованная под кино начала двадцатого века, явилась источником восхищения и вдохновения для многих советских режиссёров. Например, Андрей Кончаловский во время работы над «Дворянским гнездом», как он сам говорил, «находился под её обаянием». И действительно – благодатной почвой для работы оказался кинематограф начала века, доступ к которому в 1967 году был крайне ограничен. За неимением первоисточника многие обращались к картине Хамдамова – предметный мир, ярко выраженная стилистика, хохочущие дамы, гротескный грим и маленький пройдоха, удостоенный одного крупного плана. Все персонажи озвучены одним диктором, что позволяет нам окончательно поверить в этот магический обман и принять студенческую работу советского режиссёра за французский фильм тридцатых годов. В контексте судьбы Хамдамова, работы которого в будущем окажутся в Лондоне, Милане и Червиа, его тяга к утонченной западной ретро-эстетике особенно примечательна.

Смотреть фильм

Гурбан

2011. 25 мин. Россия. Реж. Анар Аббасов

У главного героя три дочери. По мусульманским законам наследником может быть только сын, поэтому когда его жена беременеет в четвертый раз, он намеревается принести в жертву барана, чтобы попросить у Аллаха сына. Фильм выполнен в документальной манере, задействована ручная камера, что позволяет пристально изучить все детали ритуала. Но режиссер не боится использовать и длинные планы со статикой, что даёт нам возможность погрузиться в красоты азербайджанских гор. В первую очередь, через этот фильм Анар Аббасов, выпускник мастерской Учителя и Гелейна, хочет рассказать о своем отношении к богу и к обряду жертвоприношения.

Смотреть фильм

Жиних

1960. 8 мин. СССР. Реж. Элем Климов

Этот восьмиминутный чёрно-белый этюд Элема Климова на органическое молчание ещё во времена его учёбы во ВГИКе заметил Микаэл Таривердиев, который и предложил озвучить фильм фрагментами из оперы Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Тогда Климов всерьёз переживал, что из-за этого работу могут не пропустить, но благодаря всё тому же Таривердиеву фильм был пропущен и сохранился до наших дней в оригинальном виде – поскрипывающая тишина плёночной картинки вдруг прорезается звуками оперы, которая сопровождает маленькую историю любви за школьной партой. В одной из первых работ Климова ещё невозможно предвидеть шокирующий "Иди и смотри" или мистически-мрачное "Прощание", но уже слышатся отзвуки "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён". Очаровательные дети, с которыми, по словам Климова, его свела судьба, сами того не зная, в своей смешной борьбе за списанное задание, отражают историю Ромео и Джульетты, которую читает за своим столом заскучавшая учительница.

Смотреть фильм

Злой мальчик

1974. 11 мин. СССР. Реж. Владимир Грамматиков

Кристиан Бэйл и Кристофер Ли – что их объединяет? Двое актеров мирового масштаба, секс-символы поколений, но есть кое-что ещё. В 1987 году вышел фильм Владимира Грамматикова, ученика Ефима Дзигана, под названием «Мио, мой Мио»; там-то эти два актера и встретились. А ещё в этом фильме сыграл Игорь Ясулович, который уже работал с Грамматиковым над его дебютным фильмом «Злой мальчик», поставленным по Чехову. История о том, как мальчик мешает уединиться молодым людям, шантажируя их папенькой. Грамматиков создаёт подлинную эстетику времен Чехова, не пытаясь переложить историю на современный лад. 

Смотреть фильм

Кувшин

1970. 24 мин. СССР. Реж. Ираклий Квирикадзе

За 7 лет до «Мимино» и за 16 до «Кин-дза-дза!» сценарист Реваз Габриадзе пишет сценарий на основе новеллы итальянского писателя Луиджи Пиранделло «Джара». Постановкой занимается выпускник мастерской Григория Чухрая – Ираклий Квирикадзе. Этому творческому тандему, плюс оператору фильмов Тенгиза Абуладзе – Ломеру Ахвледиани и композитору Гие Канчели удалось создать по-настоящему национальную картину. Фильм рассказывает о том, как мастер по починке кувшинов, Абессалом, в попытке починить сосуд соседа по деревне, Гогии, застревает в нем. Заготовка вина – важнейшая традиция. Соответственно, необычайно важен сосуд, в котором вино хранится, поэтому разбить его можно только в крайнем случае. Несмотря на то, что оригинальная история принадлежит итальянскому писателю, сама фабула и предлагаемые обстоятельства отлично ложатся на грузинскую действительность.

Смотреть фильм

Наследник

2013. 18 мин. Россия. Реж. Екатерина Кожакина

«Знаки и символы» Набокова – небольшой рассказ, вся суть которого в мельчайших деталях, пронизывающих канву содержания. Экранизировать подобное произведение невероятно сложно. Несмотря на это, молодой режиссер Екатерина Кожакина предприняла такую попытку. Пожилая пара навещает в больнице своего больного шизофренией сына, но после одного из таких посещений отец решает забрать сына домой.

Смотреть фильм

Шире шаг, маэстро!

1975. 22 мин. СССР. реж. Карен Шахназаров

Экранизация рассказа Шукшина про один день из жизни молодого сельского врача. Первая работа выпускника мастерской Игоря Таланкина Карена Шахназарова. Фильму не чужда лирика и созерцательность. Шахназаров не демонизирует деревню, концентрируясь на обаятельных мелочах жизни. Фактурные второстепенные персонажи, одного из которых играет Георгий Бурков, артист, который впоследствии появится во «взрослых» фильмах режиссера. Раннего Шахназарова интересует взаимодействие человека с окружающими. Главный герой чем-то родственен Курьеру или Косте Иванову («Мы из джаза») – все они как бы «не от мира сего». Именно на этой картине Шахназаров начал работать с оператором Владимиром Шевциком, с которым впоследствии работал ещё над множеством фильмов.

Смотреть фильм

Азниф

2010. 20 мин. Россия. Реж. Эдуард Оганесян

Традиционно шумное застолье кавказской семьи прерывается абсурдным инцидентом – дядя Рамон выдернул чеку гранаты и тут же потерял ее. Поисками занята вся большая семья, попутно выясняя отношения друг с другом. Режиссер Эдуард Оганесян, выпускник мастерской Игоря Масленникова, самым первым длинным планом, огибающим праздничный стол, показывает свою любовь к застольной культуре. Она ему не чужда, как и особый кавказский пиетет к старшему поколению. Бабушка здесь фактически жертвует собой, отдавая все силы на то, чтобы помочь своей родне найти выход из сложившейся ситуации. Роль главной героини, бабушки Азниф, играет Нино Чхеидзе. Еще в 1934 году в фильме "Последний маскарад" Михаила Чиаурели она исполнила одну из главных ролей. Не только ее экранная героиня передает опыт молодому поколению, но и сама актриса, снявшаяся в фильме молодого режиссера.

Смотреть фильм  

Мама

2009. 22 мин. Россия. Реж. Илья Казанков

В одном из своих интервью режиссер Илья Казанков сказал, что кино должно быть массовым. Его дебютная работа «Мама» это доказывает. История курсантов военного училища, один из которых сбегает, чтобы позвонить своей маме и поздравить ее с днем рождения, а другой – помогает товарищу осуществить эту благонамеренную авантюру. Картина не изобилует изобретательными планами, остроумными диалогами или изощрёнными символами, однако молодой режиссер, выпускник мастерской Хотиненко и Фенченко, рассказывает знакомую большинству зрителей историю так точно и трогательно, что простота изложения только идёт на пользу.

Смотреть фильм

Настасья и Фомка

1968. 22 мин. СССР. Реж. Николай Губенко

Немой черно-белый этюд Николая Губенко, который он снял как зачетную работу по режиссуре еще на втором курсе, произвёл большое впечатление на зрителей своей документальной манерой и проникновением в переживания героя. Несмотря на отсутствие диалогов и минимализм действий, Губенко удаётся раскрыть глубокую драму жизни одинокого старика, провожающего в последний путь свою жену. «Советский экран» в 1969 году написал, что учебный фильм Губенко «оказался трижды полнометражным по глубине мыслей и чувств фильмом».

Смотреть фильм

Пугало

2000. 14 мин. Россия. Реж. Александр Котт

Дипломная работа студента мастерской Хотиненко, а теперь руководителя собственной вгиковской мастерской – безмолвная история про мальчика и пугало прямиком из фильма «Джиперс Криперс». Черно-белое фактурное изображение, длинные планы пустынных пейзажей – эстетика американской пустоши с домами на колесах, найденная в горном, травянистом Крыму. Режиссер в одном из интервью говорил о том, что кино для него – в первую очередь изображение. В «Пугале» он доказывает это на деле. Мальчик приручает свой страх, подружившись с чучелом, а когда уезжает, забирает его с собой. Премия немецкого фонда помощи детям на Берлинском кинофестивале за 2000 год.

Смотреть фильм

Смерть чиновника

1977. 16 мин. СССР. Реж. Владимир Фокин

В 1929 году классик Яков Протазанов поставил немой фильм «Чины и люди», одна из новелл в котором снята по мотивам «Смерти чиновника» Чехова. История о том, как мелкий чиновник, сидя в театре, случайно чихает на голову статскому генералу. Спустя почти полвека после постановки Протазанова свою экранизацию снимает Владимир Фокин. И если в немой версии концовка истории была выполнена чуть ли не в экспрессионистской манере, то в «новой» экранизации безумие главного героя передано с кафкианским гротеском. На главные роли выпускник мастерской Юрия Егорова, Владимир Фокин, позвал Альберта Филозова и Александра Пороховщикова.

Смотреть фильм

По материалам mos-kino.ru.


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
18 мая
14:05
Недоклассный мюзикл: Зачем это надо было снимать?
13 мая
12:05
Слезы градом: Коротко о финальном сезоне «Войн клонов»
11 мая
17:50
Алеша Попович в поисках правды: К двадцатилетию «Брата 2»