20 мая в столице прошла «Ночь музеев» — масштабная ежегодная акция, в рамках которой культурные достопримечательности города открывают свои двери для всех желающих абсолютно бесплатно, проводится большое количество лекций, различных мастер-классов и выставок. В этом году для посещения было доступно более 220 мероприятий.
Музей космонавтики предложил своим гостям большой выбор: помимо осмотра постоянной экспозиции «без турникетов» можно было ознакомиться с выставками «Мой маленький космос» и «К звездам — упрямо и смело!», посмотреть документальные фильмы о покорении Вселенной, поучаствовать в астрономических наблюдениях на Аллее Героев Космоса, а также посетить концерт «Музыка звезд». На нем и побывал спецкор Первого.онлайн:
Мероприятие открыли легкие, практически невесомые звуки «Лунного света» Дебюсси – пожалуй, самого известного музыкального произведения, в той или иной степени связанного с космосом. На экране за сценой, сменяя друг друга, начали появляться картины художников «Амаравеллы» – группы космистов, творивших в 20х годах прошлого века. Сегодня их представления о звездах и небесных явлениях кажутся фантастическими и наивными, но, сочетаясь с музыкой, эти полотна погружают зрителей в какое-то мечтательное состояние, заставляют задуматься о далеких неизведанных мирах, к которым мы можем прикоснуться лишь через изображения.
Тем временем музыкальное сопровождение сменяется, звучит пьеса «Рождение сверхновой», написанная петербургским композитором Валерией Кухта специально для концерта. По своему настроению это произведение совершенно непохоже на Дебюсси: тяжелые, резкие звуки и диссонантные аккорды скорее отсылают к Рахманинову. Атмосфера в зале становится напряженной, а картины – все более и более мрачными: вместо фантастических равнин В.Т. Черноволенко перед зрителями все чаще оказываются темные ущелья С.И. Шиголева.
Когда последняя нота, жесткая и пульсирующая, растворяется в тишине, со своего места в первом ряду встает актер театра им. Евгения Вахтангова Влад Демченко. Он садится на белый барный стул у края сцены и, рассказав в нескольких словах о художниках «Амаравеллы», начинает читать их манифест, проникнутый любовью к искусству и восхищением перед Космосом, таким далеким и неизведанным.
А потом – поэтический перфоманс. Блок, Есенин, Тютчев, Бальмонт говорят о Вселенной в унисон с современными авторами – и вот зрители уже подчиняются «тайному ропоту вечности» и погружаются в мысли о бескрайних галактиках и «яблонях на Марсе» (те из них, которые выдержали испытание современной музыкой и не вышли из зала раньше, конечно).
А концерт продолжается: в виртуозном исполнении Михаила Турпанова и Дарьи Кирилловой звучат пьесы из сборника «Южное небо» эстонского композитора Урмаса Сизаска. Потом они в четыре руки играют «Гравитацию» Дэвида Лэнга. Зал безмолвствует: одни искренне наслаждается моментом единения со Вселенной, другие тихо посапывают, по-ощущениям находясь как раз где-то в невесомости, из дверей, ведущих к экспозиции, выглядывают зеваки, услышавшие звуки рояля и засмотревшиеся на яркие космические пейзажи над сценой. Когда произведение заканчивается, публика единодушно взрывается овациями, толпа зрителей следует за музыкантами почти до самых турникетов и выражает свою благодарность за невероятную возможность, пусть ненадолго и мысленно (а для кого-то даже во сне), оказаться в открытом космосе.
Закончить бы хотелось словами из манифеста «Амаравеллы»:
«Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их мысль будет достигнута.»