Изобретена машина времени. На самом деле, используется она давно, и позволяет делать то, на что физики не рассчитывали: отправляет нас в прошлое. Нет вредных выхлопов и кучи рычагов, а имя этому чуду – искусство.
И вот обычным пятничным вечером в защищённой от непогоды комнате снова случилась эта магия: великолепная музыка перенесла слушателей на полтора века назад, захватив дух и подарив невообразимые эмоции. Что за чудо тихим незаметным шёпотом случилось прямо в центре Москвы? Подробности – дальше.
В доме Гоголя приглашённая солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Александра Конева и лауреатка международных премий Евгения Красилова исполнили арии из французских музыкальных произведений эпохи романтизма и ар-нуво. Аккомпанировала на фортепиано Ольга Воробьёва. Партии флейты исполнял Георгий Абросов.
Пусть прозвучит банально, но Россия и Франция культурно связаны. Не могли пройти незамеченными те годы, когда целые поколения дворян говорили только на французском языке. И дело не только в том следе, оставленном на российском искусстве той эпохи. Язык предопределяет сознание (все знают феномен единоличной победы – один я ни за что не смогу победить; да и в популярном «Прибытии» эта идея показана достаточно ярко). Таким образом, воспитывая своих детей в среде определённого языка, родители предопределяют некоторые особенности характера своих чад, которые в последствии также станут родителями… Эффект бабочки – не менее распространённое понятие.
Так и рождается потенциальная прочувствованность французских произведений русской душой.
Блеск украшений в сиянии софитов затмевает лишь сияние красоты исполнителей. Здесь всё – природная привлекательность, торжественность обстановки, уважительная профессиональность, за которой – шлейф сдержанности и скромности.
Тишина, в которой слышен лишь цокот каблуков: ослепительная женщина идёт к сцене. Пауза, лёгкая улыбка залу, через секунду звучат первые ноты, а в следующее мгновение слушатель покрывается мурашками. Перед нами уже не артист, нет! Там страдающая мать… Нет, это же Джульетта. Да нет, это сама Мария Магдалина.
Музыка и голос сливаются в один вихрь, который мощным порывом снимает пыль с сильнейших эмоций, и вот ты уже в самом жерле вулкана, в сердце торнадо, на гребне цунами!
Аплодисменты. Мурашки медленно исчезают, тело снова начинает двигаться. А через минуту – следующий тур, новый водоворот, новые эмоции.
Отдельного внимания заслуживает инструментальная музыка. Флейта, словно заигрывающая с фортепиано, то взлетая вверх, то ниспадая, незаметно, скромно и вкрадчиво рассказывает свою историю. Не всегда с первых нот понятно, куда она тебя приведёт, но спустя время ты уже сидишь в волшебном саду, слушаешь шумных птиц и наблюдаешь за фавном, устроившимся на послеполуденный отдых.
Подвести итог можно в курсовой работе или научной статье, но здесь можно лишь пожелать исполнителям дальнейших успехов, а слушателям – почаще находить время для погружение в искусство в любом его виде.
Фотограф: Анастасия Толкачёва