Ночь театра в “Et cetera” приоткрыла дверь в удивительный мир истории мюзикла. Зрелищный спектакль, способный увлечь даже искушённого зрителя, предстал для нас с новой стороны на лекции Вартановой Карины Врамовной. Мюзикл - не только театральное представление, но ещё и сложная повествовательная постановка с глубоким историческим смыслом и скрытым подтекстом.
История мюзикла уходит корнями в середину 19 века. Cakewalk - парные танцы темнокожих, наградой за которые был кусок пирога. Именно с этими танцами Карина Врамовна связывает развитие культуры мюзиклов. Расовые противоречия в США нашли своё отражение в последующих мюзиклах Бродвея. На первых сценках 60х годов XIX века затрагивались острые проблемы, что заставляло зрителей говорить: «Я смеюсь, потому что едва сдерживаюсь от слез»
Мюзикл как жанр зарождался на заре 20-х годов XX века в Соединенных Штатах Америки, но был признан лишь в начале 40-х.
Мюзиклы раннего периода были лишены драматургии и общей национальной идеи. Довольно часто они подражали европейским образцам. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее.
Главной фигурой мюзикла стал Мистер Собеседник, говоривший на языке Бродвея - понятийном языке американцев.
Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность. Братья Шуберты «The Shubert Organization» положили начало строительству театров на Бродвее.
Официальной датой рождения мюзикла принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! С этого момента Бродвей заинтересовался серьезными темами, музыка и сюжет наконец-то обрели единую драматургию и начали существовать внутри спектакля как единое целое, на мюзикловой сцене появилась серьезная хореография. Кроме того, "Оклахома!" была первым мюзиклом, сделанным на историческом материале.
Карина Врамовна отметила:
«Бродвейские шоу стали диснейлэндом для взрослых»
На встрече нам рассказали о Флоренце Зигфельде, который сумел даже во время Первой Мировой войны добиться успеха в развитии мюзиклов в США. Нам довелось узнать интересную историю из его детства
«Будучи ребёнком Флоренц научился зарабатывать. Он приносил банку с водой в школу и показывал за несколько пенни детям рыбку-невидимку»
Флоренц как продюсер - центральная фигура мюзикла, обладал особым даром не только предприимчивости. Он чувствовал искусство и знал, «что болит и что сработает».
Война внесла изменения в обществе, в особенности изменила отношение к позиции женщины в нём. Вслед за этим изменился и мюзикл. Этот жанр «тонко чувствует изменения и моментально перестраивается под них». На это влияли некоторые проблемы, а именно:
1. Тема счастья
2. В Америке - это расовая проблема
3. Определение стиля героя
4. Роль хореография.
История мюзикла сложна и терниста. На протяжении каждого десятилетия этот жанр претерпевал изменения, но не терял своей уникальности, а только становился всё более многообразным и сложным ответвлением искусства.
Из музыкально-сценического представления мюзикл превратился в масштабное музыкальное шоу и велика вероятность того, что этот жанр не утратит свою популярность и будет стремительно развиваться, учитывая потребности времени.
Статья написана в соавторстве в Толстухиной Викторией