Параноидальный кубик-рубик с отломленной гранью. «Заметки на полях «Выкрикивая лот 49» Томаса Пинчона»

Параноидальный кубик-рубик с отломленной гранью. «Заметки на полях «Выкрикивая лот 49» Томаса Пинчона»

Деконструкция нерешаемой постмодернисткой головоломки. 

07 апреля
18:25

Источник: https://anime1337228.files.wordpress.com/2017/09/d0b01d0b0.jpg

Намедни я читал «Дон Кихота...», безусловный шедевр. Но стендап-комик Денис Чужой не дал мне закончить. Он красноречиво описал книгу «Выкрикивая лот 49» Томаса Пинчона. Мнению этого индивида, что уж тут, человека, я доверяю, поэтому и решил прочесть данную короткую книгу (всего около 220 страничек). Так это и началось.

«Лот 49» - это роман постмодернисткий, Пинчон играет со своим читателем, искажает реальность и подвергает её существование сомнению. Он создаёт головоломку в атмосфере 60-х. Хиппи, панки, наркотики, секс, политика — всё в комплекте. Однако время в его книге условность. Каким-то неведомым образом, этот чокнутый параноик вплетает в роман разные эпохи.

Начнём даже с главной героини. Домохозяйка Эдипа Маас, о прошлой которой мы практически ничего не знаем (училась в Беркли, был роман с неким загадочным мистером Инвертити — это всё). Её имя отсылает нас к фивскому царю Эдипу, однако как связать саму героиню и сюжет трагедии, я пока не представляю. Но вот фамилию Маас запросто: фактически, героиня Эдипы является центром тяжести сюжета, к ней тянутся персонажи, точно как и в физике. Они деформируются после встреч с ней. Кто-то пропадает, другие сходят с ума и тому подобное.

Античность уже представлена. Далее Пинчон в одном из фрагментов пересказывает сюжет выдуманной пьесы. А там заговоры, постоянные убийства и кровавая баня в конце. Что-то мне это чертовски напоминает? Уильям Шекспир. Любитель умертвлять своих героев изощрёнными и не очень способами. Фактически, его тексты пропитаны ядами. И Пинчон гиперболизирует его стиль, настолько, что это начинает напоминать «Тита Андроника», конечно, не по сюжету, а по духу: абсурдная хренотень с мерзотным насилием.

Чуть не позабыл: и средневековью здесь нашлось место. Завод Йойодин присваивает себе патенты своих инженеров, прямо-таки как в гильдии, псевдоучёные объясняют взаимодействие молекул между собой при помощи демона Максвелла.

Зато Пинчон не забывает и показывает недавнюю историю (для него) — Вторая Мировая война. К ней он постоянно обращается в своём творчестве, цинично насмехаясь над ней. Да, откровенно, глумится. История с костями, эксперименты в Бахенвальде и нацисткая символика.

И все эти эпохи смешиваются воедино под саундтрек 60-х и соответствующей массовой культуре. Пинчон не чурается отсылаться к мультфильмам, к второсортным сериалам или шедеврам литературы того времени. Тут и перекличка с «Лолитой» и дятел Вуди с Багсом Бани, Пэри Мейсон и много прочее.

Возьмём Пэри Мейсона (если вкраце, то это нуарный адвокат, не выпускающий сигареты из рук). Адвокат Эдипы им восхищается и одновременно ненавидит. Он пытается на него походить, но у него не выходит из-за чего Пэри его бесит. Это хорошая иллюстрация воздействия культуры на жизнь, то, как одно изменяет другое. В принципе, это такой же спор как и «Курица и яйцо» только филологической обёртке. Мы точно не знаем: жизнь ли подражает искусству или искусство жизни. Но лично я знаю, что без этих двух составляющих у меня выжить не выйдет. Но на кого на самом деле злится адвокат? По-моему, на себя. И таких моментов в «Лоте 49» Маасса.

Занимателен и персонаж Инвэртити, которого мы ни разу не встречаем в романе. Мы о нём лишь слышим: так и создаются мифы, легенды. Они концентрируют в себе слухи и домыслы, шёпот и громкие обвинения. Мистер Инвэртити настолько загадочен, что я даже не уверен действительно ли он мёртв или только лишь притворяется. Инвэртити, по своей сути, правильный Джон Голд. Именно таким он должен был быть, а не то существо, появившееся вроде в 4 томе «Атлант расправил плечи». Именно Инвэртити главный кукловод, режиссёр этого предполагаемого представления. А может и просто искатель, который хотел, чтобы его дело пережило его самого. Возможно, один из заговорщиков. Я без понятия. И Пинчон скорее всего то же не до сих пор не знает. Он создал поле для спекуляций, но при этом сумел облачить призрака плотью смыслов и каким-то характером, зависящим от трактовок романа.

Но есть и то, в чём сомневаться не приходится в этом сложном многоплановом произведении — критика капитализма. Как он извратился из хорошей идеи в аморального монстра, пожирающего всё, что хотя бы имеет намёк на совесть.

- Ja camraden, Ich glaube im socializmus… шутка.

Пинчон высмеивает это. Да, сложно найти, что он не высмеивает. У него чуть ли не весь город Сан-Нарциссо принадлежит Инвэртити: куда не брось окурок попадёшь в его собственность. Пинчоновский торговец днём может продать кулон мира хиппи, а вечером проверять заводы, на которых пашут… чернокожие, изготовляющие напульсники со свастикой. Это черно — это любимо.

Пинчон задаёт нам вопросы, он вопрошает нас и одновременно усмехается над нами. Он играется с сознанием своего читателя, пилит наши мозги возможной ирреальностью всего происходящего. Самое смешное, что всё написанное может оказаться представлением, шоу для одного человека. Как «Шоу Трумена» только с большим размахом: Эдипа так и не поняла всё ли это взаправду или нет. Пинчон подвешивает этот вопрос, заставляя читателя раскинуть мозгами, спорить с самим собой, приводя доводы за обе позиции. Черт! «Лот 49», если увлечься, может свести человека с ума, сделать его очередным пинчоновским персонажем.


Читайте также
27 апреля
19:00
В центре искусств «Флигель» проходит выставка «Оттепель»
27 апреля
11:00
В Москве прошла выставка «Деревня, которая не спит»
26 апреля
09:45
20 апреля завершился «Тотальный диктант», где желающие проверили свои знания в русском языке