Универсальность гения Леонардо да Винчи

Универсальность гения Леонардо да Винчи

13 апреля
13:15

Источник:

Леонардо да Винчи — гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве, различных областях науки и техники. Он был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому по сей день обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Искусство для итальянского художника было средством познания собственной души и окружающего мира.

Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо, чья мастерская находилась в интеллектуальном центре Италии, городе Флоренции. Уже тогда юный гений поражал педагогов своей невероятной способностью к познаню гуманитарных и технических наук.

Одна из ранних работ юного художника – фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици). Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато». Художник написал и часть пейзажа позади ангелов, основой для которой послужил сделанный им рисунок с изображением долины реки Арно. Уже в то время работа молодого пока еще неизвестного живописца поразила Верроккьо и стала так популярна, что с этой группы ангелов выполняли копии.

DA_G-rxvsME.jpg?size=806x960&quality=96&sign=29f5038b45503bffd4e0947c12d74cdf&type=album

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 века. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, которые были присущи творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо делает акцент на характере персонажей и обобщает формы в единую гармоничную композицию. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек.

Leonardo_da_Vinci_Benois_Madonna.jpg

Интересный факт: Чтобы лучше понять расположение и строение мышц, а также чтобы добиться более точного сходства героев своих картин с живыми людьми, Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482–1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника. В этот период он разработал проект «Идеальный город», который из — за чрезмерных затрат останется невыполненным. Он хотел, чтобы город был построен на нескольких уровнях, соединенных вертикальными лестницами. Но подлинной оригинальностью видения Леонардо было слияние архитектуры и инженерии. Леонардо сделал проекты для обширных гидравлических установок для создания искусственных каналов по всему городу. Некоторые из его идей были применены только в XIX веке. Например, разделение города по функциям: с услугами и инфраструктурой, расположенными на нижних уровнях, и широкими и хорошо вентилируемыми бульварами и дорожками для жителей. Сегодня идеи Леонардо не просто актуальны, они фактически предлагают путь вперед для городского планирования. Идеи Леонардо об идеальном городе также вдохновили многих творцов ХХ века. В их число входили итальянский архитектор-футурист Антонио Сант’Элиа,  однин из основоположников 'функциональной' архитектуры, Ле Корбюзье, определивший доктрину компактного города с высокой плотностью населения при минимальных процентах застройки,  режиссер Фриц Ланг, снявший культовый фильм «Метрополис» (1927), где создан «супер-Нью-Йорк» будущего, не так уж далекий от настоящего, писатель Филлип Дик, создавший антиутопический роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» по которому потом была снята знаменитая кинофантастика «Бегущий по лезвию» (1982).

1557513842_1j.jpg

Леонардо был первооткрывателем и в области дайвинга. Он любил воду и разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Известно, что да Винчи разработал водолазный костюм в военных целях: для защиты Венецианской Республики от вторжения кораблей более сильного османского флота. По задумке гения, водолазный костюм позволял бы венецианцам спускаться глубоко в воду, чтобы вскрывать днища кораблей-противников как консервные банки. Один дизайн костюма предполагал внутри винные бутыли, наполненные воздухом, при помощи которых водолазы могли бы дышать. В другом эскизе фигурировали дыхательные шланги. В XVI веке и тот и другой вариант казались неслыханно смелой идеей. Да Винчи изобрел и первую подводную лодку. Правда, в ней мог находиться только один человек. Большее количество людей не требовалось: так как что ученый создавал подводную лодку так же с целью потопления вражеских кораблей. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля. Самой значительной из монументальных росписей Леонардо является «Тайная вечеря», исполненная в 1495–1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня».

Mosaic-of-Last-supper-of-Jesus.jpg

Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной. Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов (масла) не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.

Когда в 1499 г. Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитаний. Некоторое время он работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503 г.). Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения.

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое «сфумато»), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

"Витрувианский человек" - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.  Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо.

vitruvianskiy-chelovek+.jpg

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска I, он уехал в 1517 г. во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете-рисунке (1510-1515 гг.) мы можем видеть седобородого пожилого мужчину с глубоким скорбным взглядом, который выглядел гораздо старше своего возраста.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.


Читайте также
03 мая
11:25
Губернатор Калужской области Владислав Шапша предложил создать исторический квартал
27 апреля
19:00
В центре искусств «Флигель» проходит выставка «Оттепель»
27 апреля
11:00
В Москве прошла выставка «Деревня, которая не спит»