Зрители ходят на фильмы от Pixar с предчувствием чего-то особого. Невозможно выйти из кинозала без мыслей о вечном. Это – главная особенность студии.
Вышедшая в январе 2021 года «Душа» – не первый опыт, когда Disney и Pixar размышляют на тему начала и конца существования человека на свете, смысла жизни, предназначения. «Вверх» и «Тайна Коко» положили начало этой тенденции.
Однако в этот раз создатели пошли дальше и с нуля изобрели философию загробной жизни. Она не попадает ни под одну известную концепцию о рае и аде. Этот мир полноценный, логичный, правдоподобный. В этом проявляется смелость создателей мультфильма, которые впервые решились на подобное. Помимо загробного мира, в концепции «Души» появляется «мир до». В оригинальном варианте это выражение «The great before» - противоположность англоязычному выражению для обозначения загробного мира «The Great Beyond». Тут обитают души перед тем, как отправиться на землю. Именно в этом месте зарождаются будущие характеры и особенности людей.
В мультфильме 2009 года «Вверх» смерть становится сюжетополагающим событием. Без ухода жены главного героя не было бы и дома на шарах, и путешествия. Мотив поиска себя и воплощения старых желаний выходит на первый план после того, как у главного героя забирают вторую половинку. Существует мнение, что на самом деле путешествие Карла на воздушных шарах – его переход в загробный мир. Это достаточно яркая аналогия, ведь то место, к которому так стремился герой, называется «Райскими вратами». Тут Pixar еще ходили по грани, оставляя размышления о смерти за кадром, предоставляя их зрителю.
Не менее сильным и эмоциональным проектом Pixar стал мультфильм «Тайна Коко» 2017 года. Он рассказывает о ценностях семейных связей, любви и принятии друг друга. В «Тайне Коко», как и в «Душе», показано существование человека в загробном мире. Однако здесь он не изобретен, а лишь воспроизведен по мексиканскому фольклору. В «Тайне Коко» не показан мир, который предшествует жизни на земле, но ярко обрисовано то, что ждет людей после смерти. Здесь создатели остались близки к реальности, поэтому в устройстве загробного мира «Тайны» нет сложных философских концепций. Здесь больше ярких красок, а сам мир походит на живучий мегаполис, чем на космическое пространство вечности.
«Душа» продолжает разговор Pixar о смысле жизни. Мультфильмы студии приобретают все больше философских мотивов и дают зрителям и критикам почву для размышлений на несколько месяцев вперед. «Люди идут на фильмы Pixar за катарсисом», – говорит критик Антон Долин*.
*Лицо, признанное иноагентом на территории РФ