Фотовыставка «Кратовские дачи»: Об утерянной эстетике и человеческой истории

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева с 22 июля по 25 августа приглашает гостей на фотовыставку «Кратовские дачи». Фотограф Федор Савинцев воссоздал в музейном павильоне атмосферу советского дачного поселка. 

22 июля
10:05

Директор музея Елизавета Лихачева подчеркивает актуальность выставки:

«В советское время дача была противоположностью города. В городе человек внутренне скован. Дача была воплощением свободы. Сейчас это переходный пункт между домом и свалкой: туда свозят ненужные вещи».

Поскольку искусство – «форма рефлексии», выставка Федора Савинцева – это попытка осмыслить и отразить эпохальные изменения через способ восприятия образа дачи. Под крышей флигеля «Руина» собраны фотографии изящных домиков поселка Кратово и элементы дачного быта. Экспозиция разделяется на две части. На первом этаже располагаются элементы экстерьера: наличники с резными узорами, расписные двери, оконные стекла, витражи; на втором этаже – детали советского интерьера: плетеные кресла, столы с кружевными скатертями, детские игрушки и даже жестяные банки с крупами. Каждый дом, каждый предмет – отражение ушедшей эпохи.

Сам Федор Савинцев называет свою выставку «антропологическим исследованием дачной архитектуры». Фотограф указывает на смысловую многослойность «Кратовских дач»: с одной стороны, это попытка передать неповторимую атмосферу советского внегородского мира, где аккумулировалась духовная свобода, где всегда царили гармония и уют; с другой стороны, каждый предмет здесь служит отражением отдельной человеческой истории.

Создатель выставки поделился историей создания некоторых кадров. Чтобы запечатлеть кратовскую дачу, нужно непременно познакомиться с ее владельцем. Но в XXI веке куда проблематичнее заполучить доверие незнакомца. Такова эпоха.

Федор свел знакомство с 89-летней Клавдией Сергеевной. Она зарабатывала, продавая пионы в переходе на станции «Отдых». Но наступила жара, и старушке стало тяжело выходить из дома. Узнав об этом, Федор тотчас же срезал все пионы в саду старушки, сочинил красноречивый инстапост, в котором обязал всех подписчиков проникнуться состраданием к престарелой торговке и немедленно скупить пионы. Через час довольный Федор привез старушке толстую пачку денег. Клавдия Сергеевна одобрила авантюру. Уезжая, Федор поручил заботу о Клавдии Сергеевне соседу и был по-тимуровски доволен. Через месяц он навестил старушку. Но оказалось, что та недавно упала, потеряла память и больше его не помнит.

Учредитель выставки поместил возле фотографий экспликации, которые поведают гостям выставки еще шесть занятных историй о кратовских дачах. Как отмечает Федор Савинцев, важно сохранить культурные коды, чтобы вещь непременно напоминала об ушедшем времени, о человеке. Члену современного общества надлежит «не рефлексировать, а интегрировать эстетику ушедшего в современное».

Особенно привлекает внимание триптих в центре зала. Это фотографии дома, который разрушается, растворяется во времени. Этот визуальный ряд наиболее четко и лаконично воплощает проблему утрачивания «дачной эстетики». В основе художественного замысла лежит ностальгический элемент, который призывает наделять любую, даже самую незначительную бытовую деталь смыслом.

Каждая вещь, каждая безделица на забытой, полуразрушенной даче – это чье-то дорогое воспоминание.

Открытие выставки состоится 22-ого июля по адресу ул. Воздвиженка 5/25, флигель «Руина».


Читайте также
11 сентября
12:25
Самая (не)серьезная анимационная премия «Икар»
08 сентября
00:20
«Сейчас&Потом»: Цветовая гамма окружающей действительности
07 сентября
14:00
VR-реальность Венецианского международного кинофестиваля