29 июля мы с Миланой Барзаевой посетили экскурсию-прогулку по Поварской улице и узнали много интересных фактах о ее уникальной архитектуре.
Поварская улица расположена в самом центре Москвы, она соединяет Новый Арбат и Садовое кольцо в районе Кудринской площади. Свернув с шумного проспекта Нового Арбата на спокойную Поварскую, вы окунаетесь в чарующую атмосферу старинной Москвы. Улица неспроста имеет такое необычное название. Дело в том, что в этом районе в XVI-XVII веках располагалась Поварская слобода. Здесь селились дворцовые повара и обслуживающий персонал царской кухни.
Первое, на что обращаешь внимание, прогуливаясь по Поварской, это торжественный белый храм, посвященный преподобному Симеону Столпнику. Церковь была построена в 17 веке и является одной из самых старых построек Поварской. Здание выполнено в стиле русского узорочья, для которого характерны затейливые формы, обилие декора и живописный силуэт. Все эти элементы создают гармоничную сказочную композицию.
По переписи XVII века, Поварская слобода состояла из 350 дворов. Помимо традиционно проживающих здесь поваров и стряпчих, этот район облюбовали к этому времени и другие сословия: печники, стрельцы, печатники, трубочисты. Однако, близость Кремля сделала этот район довольно престижным. Постепенно на территории Поварской слободы стали появляться крупные усадьбы, а при Петре I бывшая Поварская слобода стала превращаться в аристократический район. Мелкие дворы постепенно вытеснялись, со временем в окрестностях стало появляться много каменных зданий: великолепный особняк Миндовского, особняки Носенкова и Саарбекова, усадьбы Грачёвых, Гагариных и Голицыных, городская усадьба Шлосберга, доходные дома (Кальмеера, Милорадович, Баскакова), одному из которых даже посчастливилось стать предметом вдохновения знаменитой русской поэтессы «… День-деньской, ночь напролет я влюблена была — В кого? Во что? В тот дом на Поварской.» Эти стихи Белла Ахмадулина написала о доме, в котором располагалась мастерская ее мужа, художника Бориса Мессерера. Это красивое 7-этажное здание с мощным неоклассическим фасадом до революции называли домом Кальмеера. Мастерская стала настоящим вторым домом для Бориса Мессерера и его жены, а также легендарным местом для советской творческой интеллигенции. В гостях у знаменитой пары бывали Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Василий Аксенов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, посещали это место также легендарные Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, с последним хозяев связывали долгие годы дружбы.
По внешнему виду дома можно было определить степень состоятельности его владельца. Многие хозяева стремились разнообразить внешний вид здания различными орнаментами, фресками, колоннами, гравюрами (иногда с собственными инициалами, как, например, усадьба Грачевых, чтобы каждый прохожий точно понимал, кому принадлежит этот дом).
Сейчас в старинных зданиях располагаются различные кафе, рестораны и посольства, но это не мешает наслаждаться их красотой.