Балет «Спящая красавица» – яркая сказка на сцене Москонцерт Холла

Балет «Спящая красавица» – яркая сказка на сцене Москонцерт Холла

Балет «Спящая красавица» впервые увидел сцену в конце XIX века и с тех пор не перестает оставаться жемчужиной театров во всём мире. Добрая детская сказка Шарля Перро под музыку Петра Чайковского стала реальностью. Постановка в Москонцерт Холле – одна из классических интерпретаций «Спящей красавицы». Её представил Государственный Московский Театр Балета Классической Хореографии.

Статья написана в соавторстве с Бариевой Дианой

15 августа
10:05

Источник:

Несмотря на то, что оркестровой ямы в Москонцерт Холле нет, музыкальное сопровождение постановки обеспечено на высоком уровне: качество записи и ее громкость не вызывают нареканий. Первое, на что обращает свой взор зритель после поднятия занавеса,-  великолепные красочные декорации. И хотя на сцене находится не так уж много реквизита, искусно расписанный задник погружается зрителя в атмосферу мира, где происходят чудеса и любовь сильнее зла. Балет разворачивается то на фоне богато украшенной бальной залы, то в дворцовом парке, то в густом лесу. Даже танцовщики несколько раз за время представления будто превращаются в декорации, застывая в причудливой, но удивительно гармоничной и эстетичной композиции.  

Стоит также уделить внимание спецэффектам. Игра света и тени помогает создать атмосферу сказочности и таинственности, а вспышки “молнии” — обозначить переломный момент всего действия. Именно такой свет использован в одной из финальных сцен. Подобное решение редко встречается в детских постановках – резкий свет может напугать маленьких зрителей. Но здесь при помощи света и пластики танцоров передаётся мощнейший эмоциональный накал сцены, которую в постановке недопустимо сделать жестокой. Зрители благодаря игре света понимают всё без слов и лишних жестов. Сценический дым в постановке становится неотъемлемым элементом колдовства. Он сопровождает как злую фею Карабос, так и фею Сирени. 

Восхищение вызывает и то, как детально продумана постановка, начиная танцевальными приемами и заканчивая костюмами. Так, смена эпох показана в балете сменой одежд артистов кордебалета: главная героиня рождается и проживает детство и раннюю юность в окружении пышного королевского двора середины 17– начала 18 века, а просыпается от зачарованного сна уже будто бы в девятнадцатом столетии. Все костюмы неизменно покрыты камнями и блёстками, чтобы увлекать зрителей в волшебную сказку о Спящей Красавице.

Можно заметить, что партии фей перекликаются друг с другом и содержат много схожих элементов, но в то же время по-своему уникальны и невероятно точно отражают характер персонажей. Резвость, щедрость, нежность, беззаботность и смелость по-своему показывают себя в танце и заслуживают аплодисменты. Исполнительнице роли принцессы Авроры удалось мастерски передать танцем взросление своей героини, ее путь от шестнадцатилетней игривой девчушки до молодой женщины, жены принца, которую благословляют уже не феи Резвости, Беззаботности и Нежности, а феи драгоценных камней и металлов — символы достатка и процветания. При рождении феи подарили ей качества, которые позволили стать вежливой принцессой и достойной преемницей родительского трона. При замужестве её уже сопровождают все земные богатства, потому что в добрых сказках добро всегда награждается. 

Любовь Авроры и принца Дезире благословлена природой и Судьбой. Немаловажно внимание, которое уделяется в постановке персонажам второго плана. Они не превращены, как это часто бывает, в бездушные декорации и не кажутся бледными на фоне премьера и прима-балерины. Напротив, эти герои отлично раскрыты вызывают живой интерес. Совсем не страшная и не злая, а скорее вредная и обиженная на весь свет фея Карабос, партию которой в постановке Москонцерт Холла исполнил танцовщик Максим Асланов; Трусливый и льстивый, но при этом находчивый подхалим-церемониймейстер Каталабют; и Четыре кавалера, галантные перед принцессой, но вступающие в комичные перепалки за ее спиной. Все эти персонажи делают балет-сказку похожим на жизнь с её лучшей стороны. Они неидеальны, но по-своему смешны и привлекательны. Сами персонажи относятся к такой лести с юмором. Принцесса Аврора подшучивает над неудачливыми кавалерами, а у короля с королевой выходки церемониймейстера вызывают лишь улыбку. Балет “Спящая красавица” в Москонцерт Холле придется по вкусу и юным зрителям.

В постановке можно встретить не только привычных героев — принцессу Аврору, принца Дезире и фей —, но и персонажей других сказок Шарля Перро: Кота в Сапогах, Красную Шапочку и Серого Волка, Синюю птицу и принцессу Флорину. На сцену персонажи выйдут в новых и необычных для маленьких зрителей образах. Например, у Кота в Сапогах появится подруга, с которой они весь вечер будут ссориться и мириться. Оба проявляют настоящий кошачий характер – свободолюбивый и темпераментный. Красная Шапочка на свадебном торжестве будет танцевать с Серым Волком. Это удивительно эмоциональный дуэт. Шапочка боится Волка до кончиков пальцев – во время танца она вся дрожит. Но на сказочном балу добро примиряется со злом и все честную молодую прекрасную пару.

Несмотря на то, что дети младшего школьного и дошкольного возрастов часто не могут усидеть на месте продолжительное время, а постановки без слов могут показаться им скучными, эта яркая, не отягощенная сложными сюжетными линиями сказка настолько увлекает даже самых маленьких зрителей, что ни один из них не проявляет желания уйти, а во время антракта в холле можно увидеть, как девочки и мальчики пытаются повторить движения танцовщиков. Возможно, этот балет вдохновит их, и однажды эти дети сами выйдут на сцену. А что может быть важнее для настоящего искусства, чем способность вдохновлять?


Читайте также
26 апреля
09:45
20 апреля завершился «Тотальный диктант», где желающие проверили свои знания в русском языке
26 апреля
07:00
Юбилейный «Тотальный диктант» прошел на ВДНХ
24 апреля
10:00
В музее Тропинина открылась выставка семейных и детских портретов 18-19 веков