«Это никуда не уйдет. Это останется»: премьера «Следующей станции»

19 ноября прошла премьера документального фильма Людмилы Русаковой «Следующая станция» о российских немцах. О жизни трех разных поколений немцев, культуре, самоидентификации и почему важно знать, кто такие российские немцы читайте в материале. 

21 ноября
11:35

19 ноября в Центре документального кино прошла премьера фильма «Следующая станция», который рассказывает о жизни молодых российских немцев, чьи предки были депортированы из Автономной Республики немцев Поволжья. 

Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья была образована в 1923 году на основе существовавшей с 1918 года Трудовой Коммуны немцев Поволжья. Это был один из первых регионов сплошной грамотности в СССР. Немецкий язык преподавался в учебных заведениях, на нём коммуницировали и выпускали более 20-ти газет.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны все немцы Поволжья были выселены в Казахскую ССР, на Алтай и в Сибирь. Это была депортация. Людям пришлось покинуть родную землю.

Прошло 80 лет, а люди, предки которых были депортированы из Поволжья, всё ещё помнят об этих исторических событиях. Документальный фильм-наблюдение Людмилы Русаковой рассказывает о молодых российских немцах из Москвы, Омской области, Алтайского края, Красноярского края и Гамбурга.

Почему эта история имеет значение и почему важно знать о том, кто такие российские немцы?

В первую очередь нужно отметить, что именно российские немцы с невероятным трепетом относятся к истории своего происхождения. Это те люди, для которых генеалогическое древо — не просто имена или картинка. Это история, которой они гордятся. Фотоальбомы, где каждая фотография подписана и проанализирована. Земля, привезенная из Поволжья, которую показывает нам один из героев. Это все имеет большое значение.

Если переходить ко второй части поставленного вопроса, то знать о российских немцах важно точно также, как знать о других национальностях, проживающих в России. Автономная Республика немцев Поволжья — часть истории нашей страны, а российские немцы — часть всего того национального и этнического колорита, что есть в России.

Значимость культуры

Российские немцы на протяжении всего фильма доказывают нам, как важно знать свою историю. Культура — такая же часть истории каждого народа. То, как герои хотят рассказать о культуре своего народа другим — завораживает. Танцы, кухня, песни, язык — всё это показано в фильме. Это самое что ни есть искреннее желание поделиться “своим”. “Свое” отдает и Андрей, подарив каждому герою фильма (таким же героям, как и он сам) по бутылочке с землей из Поволжья. Счастье в глазах людей, слезы и волнение - доказательство настоящей любви к своему происхождению.

Самоидентификация

В фильме поставлены вопросы самоидентификации в том числе. Большинство героев не стремятся покинуть Россию, считая эту страну своим настоящим домом. Как сказал Юрий, один из героев, “Русский немец — третий стул”. Российскому немцу не нужно выбирать — русский он или немец, а достаточно гордо заявлять о том, что он и то, и другое. К слову, во время дискуссии, которая прошла после премьеры фильма, герои подтвердили, что эти слова наиболее точно описывают то, что они думают, когда им задают вопрос о самоидентификации. Однако, в фильме рассказывается история семьи, которая в итоге переехала в Германию из-за желания детей получать образование именно там, а также о людях, которые изначально родились в Германии или переехали туда жить задолго до начала съемок фильма. Однако, все одинаково гордятся и своей русской частичкой, и немецкой.

Одна из важных деталей, по словам режиссера — это три возраста, представленные в фильме. Мы можем увидеть представителей старшего поколения, их детей и уже младшее поколение. Все они — российские немцы. И у режиссера отлично получилось показать, как важна семейная история не только для старших, как это бывает чаще всего, но и в целом для каждого члена семьи, независимо от возраста.

Если режиссер взялся за эту тему, то, должно быть, она тоже российская немка?

Подобный вопрос прозвучал во время дискуссии. На самом деле, Людмила Русакова изначально не была сильно погружена в эту тему. Однако, начав работу над фильмом, она узнала, что и в её роду есть российские немцы, что опять же возвращает нас к мысли о важности изучения нашей семьи. Режиссер не читала огромных книг по этой теме и не пыталась посмотреть все существующие фильмы. Она хотела услышать истории из первых уст. И у нее получилось их пересказать в своем интересном, теплом, местами веселом и волнительном документальном роуд-муви.

Почему роуд-муви?

Это также и вопрос к названию фильма. «Следующая станция» — фильм про жизнь, движение. Это и тема депортации, когда люди покидали свои дома, оставляя всё и садились в вагон поезда. Российские немцы оставляют всю обиду и груз позади, приближаясь к следующей станции.

Каждая история, рассказанная в этом фильме — история жизни разных людей. Операторская работа Дарьи Устенко прекрасно передает эмоции и чувства героев, даже когда они просто смотрят в камеру. Шорохи, звуки, мычание коров — кропотливая работа Данила Бельтюкова, которая сделала фильм живым. Сценарий Анисии Борисенко структурировал фильм. Контроль и организация, которые были в руках Ольги Гордийчук завершили этот фильм. И низкий поклон Людмиле Русаковой за идею, исполнение, храбрость, работоспособность и возможность рассказать зрителям о российских немцах в таком теплом и живом документальном фильме.

Фильм был показан на русском языке с немецкими субтитрами. Фрагменты на немецком языке были показаны с русскими субтитрами. Совсем скоро фильм можно будет посмотреть на онлайн-площадках. 


Читайте также
25 ноября
23:15
Почти по Фрейду: Спектакль «Я» и тонкие грани личности художника
23 ноября
19:00
Cуета или тишина, свет или тьма: Спектакль «Я» в Театре на Юго-Западе о жизни талантливого человека
22 ноября
16:30
Историю пишут не победители, историю пишут авторы: Открытие выставки «Очередь за правдой» Петра Белова