Искусство и дизайн по Артемию Лебедеву

Искусство и дизайн по Артемию Лебедеву

Начало локдауна в Москве ассоциировалось с лекцией Артемия Лебедева на ARTLIFE FEST. Несмотря на формат Covid-Free, послушать хайпового дизайнера и героя многочисленных мемов пришло столько людей, что за полчаса до выступления у лектория выстроились очереди, а на саму лекцию собрался полный зал.

26 ноября
18:15

Источник:

Неудивительно, что всё в этой жизни для «отца» российского дизайна представляется дизайнерской задачей. Артемий научился управлять через дизайн и до сих пор держит вокруг себя огромное количество творческих людей: «Чтобы их не украли в Сбербанк», – шутит по этому поводу сам дизайнер.

Лекция Артемия Лебедева не обошлась без самопиара. Сам себя не похвалишь — не похвалит никто. А в своей безупречности Артемий уверен. Он даже выделил несколько критериев, по которым считает себя таковым:

  1. В этом нет ничего плохого
  2. Ему есть что сказать. У него есть блоги: когда-то на ЖЖ, сейчас в YouTube и Instagram.
  3. Он каждый день исследует границы человеческого сознания, терпения и психологии, в том числе через свои провокационные заявления в соцсетях и собственном подкасте. Если не знать, что происходит – можно потерять связь с реальностью.

Самым большим достижением в жизни Артемий считает то, что у него десять детей. Он не забыл упомянуть об этом на лекции.

Между разговором об искусстве и дизайне Артемий напомнил: он — опытный путешественник. В его «копилке» можно найти все страны мира – от списка стран ООН до непризнанных республик. Толерантность – самое главное, чему научили Артемия путешествия.

Вернёмся к теме мероприятия – искусству и дизайну. По опыту Артемия, 26 лет назад многие не знали, что такое дизайн. Но люди знали, что такое искусство. И вот эти люди встретились и замешались в миксере. Именно так была создана его студия.

Студия Лебедева делает проекты каждый день. В ее портфолио – более 4,5 тысячи заказов. Проекты студии встречаются плюс-минус на каждом шагу. В основе лежит наглость – кто хочет, тот делает. Это же касается госзаказов, которые часто достаются студии. Главное для дизайн-студии и дизайнеров при желании удержать лидирующую позицию на рынке – уметь вовремя перерождаться. Артемий об этом говорит на собственном примере. Чтобы соответствовать современным потребностям рынка, ему пришлось несколько раз оставлять убеждения прошлого. За 30 лет в дизайне Артемий «перерождался» пять раз. В своё время он видел профессию шрифтовика – человека, который вырезает шрифты из журналов. Сейчас шрифтовик без преуменьшения приравнивается к бариста.

Когда Артемий начинал заниматься дизайном, это была позорная профессия. «Абсолютно нищенское дно», – как отметил он сам. Но тренды распорядился по-другому – и студия Артемия Лебедева стала одной из самых популярных в России.

В то же время, с момента начала творческого пути многое, чем дорожил Артемий (90%), оказалось ненужно. Артемий Лебедев был коллекционером коллекций. Но эти коллекции оказались бесполезными. Из-за этого у него освободилась куча времени, в том числе для TikTok.

TikTok, по мнению Лебедева, - самая современная и скоростная платформа по количеству и качеству потреблённого контента. Контент сейчас ускорился в отношении быстроты сюжета:

«Любой сериал десятилетней давности сегодня смотреть невозможно. Это нудно. Это хочется посмотреть на пятикратной перемотке и завернуть больше всего (событий) в серию», – отмечает Артемий.

После «лирических отступлений» – время вернуться к искусству и дизайну. Люди (как правило) разделяют эти понятия. Искусство изначально у человечества было про красоту. Но как только человек насмотрелся такого искусства и появились средства массовой коммуникации – требования к контенту стали выше. Чем больше информации мы впитываем, тем более требовательными становимся. Старая функция искусства «про красоту» при таких обстоятельствах отошла на второй план. Люди начали экспериментировать и забыли про ценности прошлого.

После появления фотографии фотореалистичность стала тупиковой ветвью в искусстве. Людям (в том числе Артемию) не интересно, что научились рисовать так, что «не отличить от фотки». В интересном искусстве должно быть сообщение или эмоция. Миниатюры XII века иногда выглядят гораздо круче фотореалистичности, потому что они передают настроение и ощущение.

Яркий пример искусства с месседжем – «Чёрный квадрат» Малевича. Искусство – это биография, набор знаний о жизни и Вселенной с определенным набором смысла. А произведение коммуницирует через эмоции. Но здесь следует понять: искусство требует многолетнего знакомства. Иначе ему не за что ухватиться нашем сознании .

При этом к новейшим областям арта Артемий относится скептически. По его мнению, NFT – «полная бредятина на постном масле». Но люди готовы купить цифровой сертификат. Это «суперигра ума без смысла».

«Люди с удовольствием не заметят плохое качество, если это новая технология», – заявил Лебедев.

Человеку интересно попробовать что-то новое, хоть и примитивное. Сейчас мы находимся в моменте, когда узнаем гораздо больше, чем прошлые поколения. Им за свою жизнь приходилось узнать одно радикальное изменение, а у нас технические революции происходят раз в полгода. «Только ты обучишься – оно уже не ценность, а старье».

При этом остаются основы. В искусстве – это коммуникация. Искусство начала XX века было очень подорвано всеми экспериментами, и функция красоты в нём утратилась. Очень важная часть искусства – оно контекстно зависимое. То, как висят картины на выставке, – это ужасно. Нормальный человек не может это осознать, переварить и понять. Это бессмысленный поток информации. Мы же не наслаждаемся библиотекой из-за огромного количества корешков. Мы приходим и берём книги по определенной теме. Ровно то же самое должно быть в музее. Туда нужно приходить за одной картиной и при этом знать её историю.

Дизайн же изначально – это проектирование и отрасль, которая обслуживает рекламную индустрию и бытовые области. Коммуникация и создание – две области дизайна. В дизайне гораздо меньше претензий, чем в искусстве. Дизайнеры считают это слово напыщенным и наделяют его огромным количеством претензий. Хотя искусство – по сути то, что сделано специально, в противовес естеству:

«К примеру, лес с деревьями - не искусство. А вот высадить эти же деревья хитрожопым образом – это искусство».

Дизайн решает очень много утилитарных задач и отвечает на конкретный вопрос. Дизайн знает, как люди смотрят сегодня на мир. Используя эти знания, он выдаёт коммерчески востребованный желательно продукт.

Говоря о дизайне, Артемий утверждает: профессия дизайнера почти мертва. После массового внедрения искусственного интеллекта понятно, что идти учиться на дизайнера – практически бессмысленно. Да и нет гарантии, что через 5 лет уже работающего дизайнера не уволят. Нужно учитывать, что есть круглосуточный конкурент и он работает 24/7.

В качестве «круглосуточного конкурента» дизайнер представил авторский алгоритм студии – Николая Иронова. Искусственный интеллект может сгенерировать несколько десятков вариантов логотипов за пару минут.

«Классность в том, что никто не может отследить, почему логотипы получаются именно такие», – отмечает Артемий, глядя на разработку. Говоря о Николае, дизайнер утверждает: «Иметь собственную нейросеть - это скоро будет как иметь компьютер».

Первая версия Иронова– это ещё ребёнок. Но у студии есть принцип: не выпускать версию 3.0 раньше 1.0. «Пусть она будет кривая, но мы исправим эти ошибки. Мы хотим сделать сеть, которая будет выбирать образы из сгенерированных. Это то будущее, которое мы видим».

Есть у «Студии Лебедева» и еще один принцип, который Артемий неоднократно подчёркивал: никакой политики. Студия не раз получала заказы на дизайн предвыборных кампаний – но всегда от них отказывалась.

Продолжая дискуссию о необходимости человеческого капитала в дизайне, Лебедев смело утвеждает: 90% первокурсников-дизайнеров заменят, пока они освоят программное обеспечение. И, разумеется, похвастался апгрейдом собственной студии. Версию Николая Иронова планируют обновить до условного обозначения 2.0 «Если бы эта версия была человеком, я бы его взял на зарплату», – отзывается об обновлении дизайнер.

Единственное, за что дизайнера в будущем будут ценить, – это за идеи. Самого же человека можно будет почти целиком заменить на компьютер. В этом очередное различие искусства и дизайна. При полной цифровизации дизайн утратит свободу идей, а у искусства она останется. Как и возможность ни за что не отвечать и называть всё «авторским замыслом». Дизайн такого позволить не может.

Всем желающим посвятить себя дизайну Артемий даёт совет:

«Дизайнеры должны становиться инженерами и учиться генерить сайты и писать код. Они должны учить технологии».

Человеческий капитал в дизайне, по мнению Артемия, в будущем будет цениться только за идеи и иногда – за способность к коммуникации. В этом, пожалуй, ещё одно различие искусства и дизайна.


Читайте также
26 апреля
09:45
20 апреля завершился «Тотальный диктант», где желающие проверили свои знания в русском языке
26 апреля
07:00
Юбилейный «Тотальный диктант» прошел на ВДНХ
24 апреля
10:00
В музее Тропинина открылась выставка семейных и детских портретов 18-19 веков