В 2022 году Джону Рональду Руэлу Толкину, автору романа «Властелин колец», исполнилось 130 лет со дня рождения. 6 февраля в павильоне «Рабочий и Колхозница» ВДНХ прошла лекция «Сказочные элементы в кинотрилогии «Властелин колец"». Спикер - киновед Дмитрий Елагин.
Сценарная завязка «Властелина» не традиционна для сказки. В классической сказочной завязке герой уходит из дома. В завязке фильма сначала Бильбо празднует свой день рождения, потом он исчезает и зрителям раскрывается тайна его кольца. Только после этого главный герой Фродо отправляется в путь.
Тут же проявляется классический сказочный мотив преследования. В отличие от сказки, где героя преследуют после выполнения определенного задания, Фродо и его слугу Сэма преследуют с самого начала пути, чтобы не дать им выполнить их задание – не позволить уничтожить кольцо.
По пути компания Фродо и Сэма растет и к концу первого фильма трансформируется в Братство кольца. Среди этих героев есть несколько помощников: Боромир, Гимли и Леголас, причем последний – классический образ помощника-стрелка. Помощниками также выступает армия мертвецов, пробужденных Арагорном. Помощники-мертвецы встречаются и в русских сказках. Так, мертвый отец награждает Иванушку за то, что тот три дня сторожил его могилу.
Образ Саурона во «Властелине» соотносится сразу с двумя образами, традиционными для сказок – с Кощеем и невестой. С невестой его объединяет поиск спрятавшегося от него «жениха» - Фродо и Братство кольца. С Кощеем его объединяет создание «крестража» - Кольца всевластия, в котором заключается его сила. Чтобы победить Кощея, нужно было сломать иглу, в которой заключалась его душа, а чтобы победить Саурона, нужно расплавить кольцо, заключающее его силу, в жерле вулкана, из которого оно было создано.
Во многих культурах проводились обряды инициации – посвящения мальчиков во взрослую жизнь. Эти обряды могли быть разными: сжигание, имитация поедания животным, членовредительство и т.д. Почти все персонажи кинотрилогии проходят магическую инициацию, символизирующую их становление, как воинов. Фродо проходит ее, когда в Мордоре его чуть не съедает огромная паучиха. После сражения с Балрогом в Мории Гендальф проходит магическую инициацию через огонь и смерть, а Фарамир проходит инициацию через огонь, когда его отец собирается сжечь его. В конце третьего фильма Голум откусывает Фродо палец, что напоминает обряд инициации через отрубание пальца.
Члены братства кольца проходят инициацию вместе, когда попадают в лес. В фольклоре лес считается миром мертвых, поэтому поход в лес означает переход героя из одного состояния в другое. Братство кольца оказывается в Лориэне - лесном мире эльфов – и встречают там Галадриэль, образ которой соотносится с образом Бабы Яги, ведь она – даритель из мира мертвых. Добрая «Баба Яга» Галадриэль преподносит героям полезные дары – эльфийский хлеб, сосуд со светом звезды Эарендиль («живую воду») и веревку.
Во вселенной «Властелина колец» эльфы – бессмертные существа, обладающие магией и живущие в вечной природе. С точки зрения сказки они не просто бессмертные, они не живые. Их мир – вечноцветущий мир мертвых. Поэтому образ Арвен – возлюбленная Арагорна - соотносится со сказочным образом мертвой жены.
После победы над Сауроном Фродо и Бильбо вместе с эльфами отплывают на другой континент – Валинор, куда в последствии уплывут все эльфы Средиземья, а с ними – и магия, делая людей самой сильной расой, которая в одиночку будет вершить дальнейшую судьбу этого мира. Мотив отправления в рай типичен для многих культур. Дмитрий Елагин привел пример из японского фольклора. В мультфильме Исао Такахаты «Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй» магические енотовидные собаки (традиционный образ в японской культуре), отчаявшись после сражения с людьми, уплывают на золотой ладье в лучший мир. Хоть это и мифологический мотив, в поздних сказках тоже встречается мотив отплытия на ладье.