Механизмы отчуждения

Механизмы отчуждения

02 мая
18:55

Источник:

       В Московском музее современного искусства проходит новая выставка «Механизм отчуждения» в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Проект представляет одну из фундаментальных основ культурного мифа XX века – феномен отчуждения и энтропии, отрешенности и дистанцирования. В пространстве экспозиции представлены произведения художников разных направлений второй половины XX века. Три группы авторов: представители поствоенного искусства, концептуалисты 1970-х и наследники концептуалистов.

       Вопрошание и сомнение, внимательное и аккуратное взаимодействие с актуальными визуальными формами и стратегиями воплощения образа, равно как и его критическое осмысление формирует узловой принцип существования культуры. Выстраивание дистанций по отношению как к окружающей действительности, так и к художественному произведению, трансформации его облика в условиях той или иной современности, правил, методов и инструментов его создания - занимает центральное место в основании всей системы современного искусства. Выставка раскрывает несколько порядков осмысления этой традиции, принимавшей самые разные формы в отечественном искусстве последних десятилетий.

Работа «механизм отчуждения» - средство побега от слишком жестких, непереносимых обстоятельств - обнаруживает себя и в разных формах, художественных стратегиях и языках. Задача представленного проекта - проявить и показать его наиболее чёткие контуры - чтобы, возможно, ненадолго приостановить его работу.

n8SKpK1y6x_q52Jh6vzQcWGaqGP8NAo2yX5J4_7bgFigdRWLZHhG1JjTNkgNaw0aEzr7MPdq0wvDoUHSSni3app8.jpg?size=1280x918&quality=95&type=album

          Объект Андрея Монастырского «Пушка» представляет собой чёрную квадратную коробку с закреплённой на ней трубой, в которую нужно заглянуть при нажатии на включатель, располагающийся на проводе сбоку коробки. Принцип художественного действия здесь - в смене парадигмы восприятия, несоответствии ожидания зрителя от контакта с объектом. Вместо ожидаемого визуального эффекта «Пушка» выдаёт звук, что превращает произведение в обманчивый пустотный симулякр, который ещё и полностью дезориентирует зрителя. 

          С объектом предлагается взаимодействовать через зрение, - подставлять нужно глаз, - якобы для того, чтобы увидеть нечто в тёмной трубе. Но название «Пушка» держит в страхе, что можно лишиться глаза от выстрела. В итоге же происходит совершенно никак не обозначенное ни впрямую, ни намёком третье: воздействие на слух. Так проявляет себя неупорядоченный хаос, тот самый хаос «Чёрный квадрат», наполненной пустоты, заставляя работать все чувства и ощущения одновременно. Объект потенцирует рассуждения о фактическом отсутствии стандарта, который мог бы позволить объективно определить, насколько одно явление отлично от другого, ибо не существует универсального кода, которому могут быть подвластны семиотические и жизненные системы, существует только «бесформенный хаос». 

lbRzxPdctAPF1euuvvEhHsiT8LzEc22mdSAatIclth1IgV2A-3M3VHQ6NWNyESMgLD8Qr0YDIemzqocavk42ZcTA.jpg?size=1280x577&quality=95&type=album

        Концепцией и стимулом создания выставки стала Беседа Андрея Монастырского и Иосифа Бакштейна о методологической специфике московского концептуализма. В их диалоге «механизм отчуждения» используется как один из примечательных элементов художественного языка. Он трактуется как немедленное предельное отчуждение от собственной оценки, будь то произведение, или простое бытовое высказывание.

lQw7Gs5G_UEjY2mEoK55tPeu8rbMokFqTDhNWt2ELj4tjlWVktrLkT8uSrCgmVOFH2tPqBB2u5XRbtqJIiWYfLja.jpg?size=1280x577&quality=95&type=album

         У художников послевоенного периода и современных авторов данное значение характеризуется иным образом. Или приобретает обобщенный характер или, наоборот, обостренный – этот «механизм» оказывается средством побега или изоляции от слишком тяжелых, нестерпимых обстоятельств.

nGmCg7YFqlKt9fXX7Jr5ktkvjgI0_RQrvt1AmhNIVVQpvlrQYE_m1O-qASilpzyTfUaRjarspIYzkYNMuq0AzfbT.jpg?size=1280x577&quality=95&type=album

         Все этапы развития и различные варианты интерпретации данного феномена, становится ключевыми объектами в представленном проекте «Механизм отчуждения».


Читайте также
18 марта
16:10
Искусство пронизанное нитками: 15 марта состоялось открытие выставки «Соткано»
13 марта
18:20
«40 лет с песней по жизни»: поэтесса Лариса Рубальская рассказала о подготовке к концерту
07 марта
20:00
В Москве прошла выставка американской художницы Кристи Липпайр «Цвет как форма»