«Знание.Театр», принципиально новый театральный проект Российского общества «Знание», в июне 2022 года провёл конкурс на лучшую просветительскую пьесу для молодёжи. В результате этого конкурса победителем стала пьеса Гульнары Искалиевой «Трудный экзамен», впоследствии выбранная для постановки Юрием Квятковским.
О чём этот спектакль? В нем поднимаются проблемы потерянности, непонимания, в каком направлении двигаться, чтобы найти себя. Но прежде всего этот спектакль про отцов и детей. Пожалуй, это вечная тема, которую невозможно раскрыть до конца. Михаил Башкатов в роли отца и Марк Эйдельштейн в роли Руслана, сына, находящегося на пороге взросления, прекрасно справляются с задачей показать непонимание друг друга даже в обычных бытовых ситуациях: сын не понимает, почему отец не уделяет ему должного внимания (спойлер: отец всего себя посвящает работе, чтобы содержать семью), а отец не знает о сыне ничего, даже того, что Руслан давно уже учит китайский язык, который нравится ему гораздо больше русского.
Золотую середину представляет мама в исполнении Дарьи Екамасовой, сочувствующая одновременно обоим – и мужу, и сыну. Именно она произносит достаточно важную фразу, являющуюся заделом на основные события пьесы:
«Ребёнок – это квадратный корень из родителя. Хочешь разобраться с сыном, сначала разберись в себе».
Отец, чтобы разобраться, наконец, что происходит с его ребенком, решает отправиться вместе с ним в его голову, где встречает сразу восемь типов интеллекта. Эти восемь типов пытаются ужиться в сознании мальчика, из-за чего Руслан не может сосредоточиться на выполнении важных задач, и поэтому психолог, который помогает ему найти общий язык с отцом, советует выбрать из них три наиболее важных.
Руслан соглашается, и восемь пёстро наряженных интеллектов устраивают на сцене самую настоящую феерию, сопровождаемую танцами и громкой музыкой. Мальчик должен не ошибиться в своём выборе, а отец – помочь ему, чтобы правильно понять своего сына.
Постановка спектакля неплохая, но сама пьеса кажется недоработанной, прежде всего если брать во внимание современные реалии: вызывает удивление то, как легко отец меняет своё мнение и по-другому смотрит на сына, понять которого не мог в течение нескольких последний лет. Удивляет, как быстро Руслан разбирается с самим собой и с тем, что он хочет, учитывая, что до этого не знал этого и не был даже близко к тому, чтобы решить, в какую сторону склониться.
Спектакль создан как будто на манер сказки с хорошим финалом, хотя совершенно очевидно, что в жизни, чтобы прийти к таким изменениям в собственном мировоззрении, будут необходимы годы. Возможно, это и есть сказка: сказка для подростков, находящихся на перекрёстке, в межсезонье между молодостью и «взрослостью», ведь сказкам, как известно, свойственны чудеса.
Посмотреть спектакль определённо стоит: если не получится разобраться в самом себе и в том, что творится в собственной голове, то можно будет полюбоваться игрой актёров, памятуя о том, что каждый из них прежде всего актёр кино. И, словно подчёркивая этот факт, над сценой висит большой экран, на котором, как в фильмах, происходит снимаемое на камеру крупным планом действие.
Автор фото: Настя Серова