Паблик-ток «Идеология, квазифольклор и подмена народной культуры»

Паблик-ток «Идеология, квазифольклор и подмена народной культуры»

Музей истории ГУЛАГа и творческое объединение "ПОД ОБЛАКАМИ" проводят совместно цикл мероприятий «Русское народное советское», где обсуждается влияние советской идеологии на народную культуру. Итогом интереснейшего обсуждения стало заключительное слово Даниила Крапчунова, который согласился со словами, некогда произнесенными Хаттингтоном о кризисе идентичности. Начало этого процесса можно отыскать в разрушении фольклора в 1930-е годы.
07 ноября
09:10

Источник:

Музей истории ГУЛАГа и творческое объединение «ПОД ОБЛАКАМИ» проводят совместно цикл мероприятий «Русское народное советское», где обсуждается влияние советской идеологии на народную культуру.Расцвет культуры начала XX столетия, обусловленный бурными историческими событиями, отразился и на фольклористике. В этот период появилось множество направлений, школ и методов изучения фольклора. Значительный вклад в исследование русского народа внесло появление первого звукозаписывающего устройства — фонографа. Фольклористика и смежные науки развивались вплоть до 1928 года. С 1930-х годов, в период господства сталинского режима, краеведение и другие дисциплины о народной культуре подвергаются сильнейшему идеологическому давлению.

Паблик-ток имел задачей рассмотреть произошедшие изменения и их проявления в фольклористике с 1930-х годов и в дальнейшее советское время. Участие в дискуссии приняли следующие спикеры: кандидат философских наук, культуролог Даниил Крапчунов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Наталья Петрова, кандидат филлсофских наук, кинокритик, историк кино Кирилл Горячок. Модератором выступила Наталья Прохорова - этномузыколог, участница творческого объединения «Под облаками».

На вопрос о влиянии власти на фольклор в 1930-е годы отвечал кандидат филологических наук. Наталья Прохорова отметила следующее - появилось понимание того, что фольклор - это не оппозиция власти, более того - фольклор может стать опорой власти. М.К. Азадовский и А.М. Астахова - советские филологи настаивали на том, что фольклор - это не пережиток прошлого, а способ общения с массами. Советский литературовед Ю.М. Соколов высказывался, что можно не просто изучать фольклор, но и направлять его в необходимое русло. В 30-е годы происходил отбор жанров на те, которые можно записывать и публиковать, а исключалось, все, что было связано с верой, мифологические рассказы, а также открытый в 1920-е годы городской фольклор, который в дальнейшем показался опасным и даже изучение его прервалось. Исследователи концентрировались в таком случае на революционных тематиках песен, частушек. Возникает закономерный вопрос - как же советские власти направляли фольклор в необходимое мероприятие? И здесь роль играла не только пропаганда, но и посещение, частушечниками, например, особых мероприятий, где им рассказывали об актуальных темах.

Другую сторону поставленной в теме проблемы рассматривал Даниил Крапчунов:

«Ученые перестали быть исследователями, они стали активными соучастниками».

Перед этнографами стояла особая задача - все народы были разного экономического и культурного развития, поэтому более отсталых нужно было просвещать в духе социализма. Даниил также высказал довольно любопытную точку зрения о том, что ссылка в Сибирь, а живших там - в другие места, более угрюмые по климатическим условиям, необходимы были прежде всего для того, чтобы разорвать все связи - там, где существовала иерархия, совместное творчество, а значит разрушается и фольклор. На его место и становятся квазифольклор, в будущем постфольклор.

Кирилл Горячок прокомментировал состояние русской культуры в кинематографе в рассматриваемый нами период. В основном это картины о русской женщине, «седлающей» трактор - «Торженка», «Иван», «Крестьяне» 1934г. -  картины о женщине-ударнице.

Переломным моментом стал выход фильма Андрея Кончаловского «Ася Клячина». В нем впервые использовался документальный материал -  реальные моменты и мнения жителей деревни. Предпоказ фильма вызвал негативную оценку самих колхозников, увидевших себя со стороны и не признавших этот образ, поэтому на определенное время картину «положили на полку».

Итогом интереснейшего обсуждения стало заключительное слово Даниила Крапчунова, который согласился со словами, некогда произнесенными Хаттингтоном о кризисе идентичности. Начало этого процесса можно отыскать как раз-таки в разрушении фольклора, когда каждая деревня, находящаяся лишь через реку, имела свои особенности - по мелодичности песни, ручке банного веника, квашение капусты, подача киселя или оладий по праздникам. Это то, что их отличало и в то же время, создавало иллюзию причастности. Можно утверждать, что современные крещенские купания, например, - не столько религиозные действа, сколько та самая идентичность.

Несмотря на выявленную проблему, ведутся поиски ее решения, которые обязательно будут рассмотрены в следующих мероприятиях с именитыми специалистами в рамках данного цикла.


Читайте также
19 мая
20:00
Как запустили акцию «Ночь музеев»
17 мая
08:15
Как король Балдуин IV за собой Иерусалим повел
16 мая
20:00
Ушел из жизни Сергей Андрияка: чем запомнился один из лучших акварелистов в мире