В научном зале им. Вяч.Вс. Иванова участники мастер-класса начали собираться заранее, и к моменту начала мероприятия все места были заняты. Что вызвало такой интерес к литературному мастер-классу у посетителей библиотеки? Давайте разбираться.
Занятие вела Елена Зейферт — доктор филологических наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник научной лаборатории сравнительного литературоведения и художественной антропологии МГЛУ (ЛитВедЛаб). Могут возникнуть сомнения, как же учёный-литературовед будет учить писательскому мастерству? Дело в том, что Елена Ивановна не только исследует литературу, но и сама пишет. Она — поэт, прозаик, литературный критик, член Союза писателей Москвы и Союза переводчиков России. На её счету более 40 публикаций художественных произведений. Уже 25 лет Елена Зейферт является ведущей литературного клуба «Мир внутри слова» и литературной мастерской «На Малой Пироговке». Так что к советам мастера точно стоит прислушаться начинающим писателям и поэтам.
Начинающий автор (не важно, сколько ему лет) мучается сотней вопросов: есть ли во мне талант? стоит ли мне вообще писать? как понять, что я «расту»? мои произведения вообще кому-нибудь нравятся? На все эти вопросы Елена Зейферт даёт ответы. Конечно, на мастер-классе из вас не сделают за час хорошего писателя, но как и куда идти — сориентируют.
В самом начале Зейферт процитировала своё стихотворение «Молчание» из сборника «Потеря ненужного» и тем самым определила первый этап становления молодого автора.
Пусть молчит, сколько может, униженная гортань.
Новых рек не услышать, пока запрещает снег.
Но дождёшься рождения – слово живое у рта,
словно чёрточка боли, даст наконец побег.
«Молчание — важнейшая фаза творчества. Молчание кристаллизует новые хорошие строки, живое слово». А дальнейшее развитие будет зависеть только от самого писателя или поэта. Базовый набор у всех одинаковый: вдохновение, творческая обстановка, фантазия, интуиция, навык и жизненный опыт. От развития каждого элемента будет зависеть на сколько автор продвинется в мастерстве и литературном творчестве, достигнет ли он второго или даже третьего этапа развития. Хотя, конечно, без таланта хорошим писателем не стать.
Самые внимательные заметили некоторое противоречие в названии мастер-класса — так о чём же мы говорим: о литературном мастерстве или литературной критике? Кажется, дело здесь в том, что одно неотделимо от другого.
Елена Зейферт отмечает, что помимо всего прочего для писателя важной остаётся самокритика. Но в разумных пределах! Если автор обидчивый и с криком готов отстаивать каждую написанную букву, то далеко он не уйдёт. Однако и вычёркивать в тексте всё подряд, что не кажется идеальным, тоже крайность. Нужно уметь «пересматривать» текст в обе стороны: писать, после чего делать перерыв и свежим взглядом перечитывать своё творчество. В этом случае Елена Ивановна советует автору перечитать с позиции читателя, а лучше дать прочитать тому, чьему вкусу доверяешь. «Автор не может быть единственным редактором своего текста».
Если же вы публиковали в интернете свои произведения и постоянно были лайки, а потом «лайкеров» не стало, это не повод грустить. Подумайте, может быть вы стали лучше писать и вышли на новый уровень, поэтому большинство теперь не понимает того, что вы пишете? Спросите мнение своих близких друзей или строгого старшего брата, может быть они поймут и оценят ваш рост.
Завершили мастер-класс разговором о тех, кто раздражает и писателей, и литературных критиков, и читателей, — о графоманах. Эти люди восприняли девиз «Ни дня без строчки» и преобразовали в «Ни года без тома!» Но как вычислить графомана? Как понять, что ты не графоманишь? Елена Зейферт всех отсылает к своей статье «О природе графомании». В ней даны 12 признаков — по всем вряд ли кто-то подойдёт, но если совпадут 5–6, стоит задуматься. Тем, кому читать будет лень, вот короткая инструкция как вычислить графомана: он легко узнаваем в обществе прежде всего из-за своего поведения, поэтому смоделируем ситуацию. Горе-писатель сразу же возьмёт ваши контакты и навяжет свои. Пока вы едете в метро, он уже дружит с вами во всех соцсетях и сразу же начинает пачками присылать своё многожанровое творчество. Будьте осторожны, не делайте так!
Как работать с большими и малыми формами произведений? Кто такой «полигранист»? И что о человеке может сказать ответ на вопрос «Тебе нравится заботиться?» Ответы на эти и другие вопросы можно узнать на мастер-классе Елены Зейфер.
Подписывайтесь на официальные ресурсы Библиотеки иностранной литературы и следите за новостями — впереди ещё много всего интересного!
Сайт ВГБИЛ: https://libfl.ru/
ВК: https://vk.com/public59877134
Telegram: https://t.me/libfl