В царицынском музее-заповеднике подошёл к концу летний фестиваль «Дачное Царицыно», и теперь можно подводить итоги.
Фестиваль под открытым небом проводится уже в пятый раз и за это время успел обрести своих поклонников среди москвичей. Основной темой «Дачного Царицына» стала реставрация и всё связанное с ней. В течение десяти дней с 14 по 23 июля гостей ждала насыщенная творческая программа, мастер-классы и много позитивных эмоций.
«Царицыно» реставрирует саму идею дачного отдыха и на десять летних вечеров возрождает привычку слушать музыку, читать книги, ходить в театр, встречаться с друзьями и проводить время с детьми».
(Официальный сайт музея «Царицыно»)
Если впервые слышите о таком событии, то позвольте вам о нём немножко рассказать. Название фестиваля «Дачное Царицыно» связано с тем, что, начиная с середины XIX века, московская интеллигенция летом выезжала на подмосковные дачи и одним из мест притяжения был район Царицыно. Здесь отдыхали писатели и поэты, художники и композиторы, учёные и изобретатели. Среди них имена Фёдора Тютчева, Антона Чехова, Леонида Андреева, Ивана Бунина, Андрея Белова, Петра Чайковского, Владимира Соловьёва, Николая Бахрушина и многих других. Конечно, такая творческая среда не могла существовать без концертов, спектаклей, уютных встреч и бесед. И сегодня всё это возрождается на фестивале Царицына.
Распорядок дня на фестивале следующий: утро начинается с гимнастики, днём — спектакли для детей и взрослых, музыкальная программа, мастер-классы, шахматы, по выходным ещё и лекции. Но больше всего мне нравятся концерты по вечерам.
Большое внимание на фестивале уделяется маленьким гостям. Для советского человека дача во многом ассоциируется с семейным отдыхом, поэтому для детей в Царицыне подготовлено много интересного. Например, иммерсивный квест-спектакль «Письма Белоснежки», необычные спектакли-путешествия и лекции «Пастушья дудочка», «Ёжик-иголка» и «Скатерть, которая мечтала летать», выступление кукольного театра. Детская музыкальная программа знакомит с миром классической музыки Сен-Санса, Бетховена, Вивальди, а также Моцарта, Бизе, Чайковского, Вебера и других великих композиторов.
Взрослым на фестивале тоже не заскучать. Можно, к примеру, самим сходить на спектакль «Звуки Речи», который соединяет музыку и поэзию, разные по стилистике и по эмоциональному наполнению стихотворения Пушкина, Пастернака, Высоцкого, Бродского и Бориса Рыжего.
Обратить особое внимание хочется на творческие лаборатории: по лоскутному шитью, ботаническому рисунку, работе с деревом и азам реставрации. К сожалению, количество мест было ограничено — всего 20 человек.
На фестивале были мастер-классы по рисованию с натуры, скетчингу и фэшн-иллюстрации, росписи деревянных шкатулок, изготовлению свечей из вощины, декупажу, плетению, росписи экосумок, кофейному топиарию и многому другому. Если не все слова вам знакомы, то в следующем году обязательно побывать на фестивале и узнать что-нибудь новое!
Кстати, как и более 100 лет назад, отдыхающие в Царицыне могут устроить интеллектуальное соревнование. Организаторы фестиваля позаботились о том, чтобы все желающие смогли сыграть партию в шахматы с профессионалами из Шахматной школы Яна Непомнящего. Состоялись сеансы одновременной игры для опытных шахматистов и обучающие мастер-классы для новичков.
Но больше всего мне пришлись по душе вечерние концерты. Цыганские мотивы под мощные биты, мировые хиты кинематографа XX–XXI веков в джазовой обработке, блюз-рок на гитаре и шаманском бубне, классическая музыка на саксофоне — каждый концерт западает в душу, греет, волнует, заражает своей жизнерадостностью и летним настроением.
Из всего увиденного и услышанного наибольшее впечатление на меня произвело выступление камерного оркестра Cinematica «Волшебные миры Хаяо Миядзаки и его друзей», от которого у меня «свело олдскулы». Музыканты обычно играют современную академическую музыку, но по случаю фестиваля подготовили особую программу — музыка из аниме и детских мультфильмов. Мы услышали не только произведения японского композитора Дзё Хисаиси, чьи сочинения использовал режиссер Хаяо Миядзаки в своих картинах, но и музыку из «Вверх», «Как приручить дракона», «Рапунцель», «Алладин» и т.д.
Мелодии моего детства навевали приятные воспоминания и заставляли подпевать знакомым песням. Ну как я мог удержаться и не проорать: «Арабская но-о-о-очь, Волшебный восто-о-ок»?!
В Зелёном партере, где выступал оркестр, были заняты все скамейки перед сценой, их окружили люди, стоящие плотной стеной, подальше от сцены на креслах-мешках сидели взрослые, а между ними носились дети. Кому не хватило мест, стояли за живой изгородью, сидели на траве или просто прогуливались поодаль. Атмосфера этого вечера напомнила мне рассказы моей мамы, как раньше в советское время в парках по выходным играли небольшие оркестры. На ум невольно пришли строчки из старой песни: «В городском саду играет Духовой оркестр».