Как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

Как Иван Васильевич менял профессию

18 декабря
09:25

Источник:
Автор: MHEU-MEDIA

Каждый год 31 декабря на телеэкранах страны показывают культовую кинокомедию Леонида Иовича Гайдая - «Иван Васильевич меняет профессию». Но в этом году с этой картиной связана другая, более солидная дата. 17 сентября 1973 года состоялась ее премьера, а это значит, что в 2018-м фильму исполняется 45 лет.

«Садись, Федя, пиши!»

В начале 1936 года Михаил Афанасьевич Булгаков написал комедия в трех актах «Иван Васильевич». Мало кто знает, но это переработка другой пьесы – «Блаженство», написанной в 1934 году по заказу театра Сатиры. Она не вызвала ажиотажа, и Булгакову предложили ее переписать.

В конце ноября 1934 года Михаил Афанасьевич сделал первые наброски к «Ивану Васильевичу», куда переместил большинство героев «Блаженства», а в октябре 1935-го прочитал пришедшим к нему домой представителям театра уже готовое произведение. Фабула проста: инженер-изобретатель Тимофеев создает машину времени, которая удивительным образом открывает двери в XVI век — время правления Ивана Грозного. В результате царь оказывается в современности, а его тёзка, управдом Иван Васильевич Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя. По свидетельству Елены Сергеевны Булгаковой, успех был ошеломляющий: «Горчаков вытирал слёзы, все хохотали… Хотят пьесу пускать в работу немедленно».

Премьера должна была состояться весной 1936 года, однако после генеральной репетиции, состоявшейся в присутствии партийных руководителей СССР, постановка была закрыта, а пьеса — запрещена. При жизни Булгакова произведение ни разу не было напечатано. И только в 1965 году ее опубликовали в книге «Драмы и комедии».

«Я проверял с ней сцену, это моя профессиональная обязанность как режиссера»

В 1971 году Леонид Гайдай заканчивает фильм «12 стульев». Его предыдущие работы «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» имеют небывалый успех и заставляют публику буквально штурмовать кинотеатры. Гайдай находится на пике творческой активности, но после сдачи «12 стульев» собирается немного передохнуть.

Однако руководство незамедлительно требует от короля кинокомедии следующего киношедевра. В июне 1971 года Гайдая вызывает к себе председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш: «Леня, учти, ты у меня в плане на следующий год». Гайдай решает экранизировать роман полуопального Михаила Булгакова «Бег», но идея не находит поддержки в «Госкино», и тогда режиссер берется за экранизацию другой булгаковской пьесы - «Иван Васильевич». Но цензура все еще считала идеи писателя антисоветскими, поэтому требовалась доработка.

Леонид Гайдай берет в себе в соавторы драматурга Валентина Бахнова, с которым вместе работали над сценарием к «12 стульям». Уже в октябре 1971 года их сценарий приняла редколлегия, в январе 1972 года режиссерский сценарий был отправлен в комитет по кинематографии, и 8 марта 1972 года с авторами подписали договор. В съемочную команду вошли оператор Сергей Полуянов, художник Евгений Куманьков и композитор Александр Зацепин. С этой командой Гайдай не раз работал над своими фильмами и все понимали друг друга с полуслова.

Я, артист больших и малых академических театров

К середине семидесятых годов уже сложилась группа актеров, которых называли «гайдаевскими». Ее украшением служил первый комик СССР – Юрий Никулин, под которого и писался сценарий будущей комедии. Но Юрий Владимирович после прочтения вернул сценарий Гайдаю со словами: «Лень, ну ты что? Это же на полку положат и все, год впустую».

Впоследствии при просмотре уже готового фильма он пожалел, что отказался от участия в фильме. Накануне съемок Леонид Гайдай остался без исполнителя главной роли, но со свойственным ему энтузиазмом принялся пробовать лучших актеров страны: Евгения Лебедева, Евгения Евстигнеева, Георгия Вицина, но ни один из них не устраивал режиссера. И только Юрий Яковлев на пробах смог по-настоящему разделиться и на грозного царя и жалкого управдома. 

Кстати, среди претендентов на роль Иоанна Грозного был и Владимир Этуш, который в итоге сыграл Антона Семеновича Шпака. Интересен еще и тот факт, что когда Юрий Яковлев поступал во ВГИК, сидевший в приемной комиссии Этуш отказал ему с формулировкой «бездарен». Иронично, как много лет спустя, Яковлев, будучи по сценарию царем, обзывал Владимира Этуша холопом.

С утверждением Яковлева на обе роли (Иоанна Грозного и управдома Бунши) возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского, играть которого, по задумке режиссёра, должен был Андрей Миронов. В сравнении с игрой Яковлева, Миронов не смог стопроцентно передать характер персонажа. Перепробовав ряд актёров, среди которых были Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный и Анатолий Кузнецов, Гайдай остановился на Леониде Куравлёве.

Сложный выбор был и среди исполнительниц женских ролей. На роль Зины пробовались три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова. В итоге роль Зинаиды Михайловны, жены Тимофеева, досталась Наталье Селезнёвой, которая на съемках снова встретилась с Александром Демьяненко. Их дуэт уже имел успех в «Операции Ы», но Демьяненко образ Шурика уже приелся. «Он считал, что Шурик помешал ему сделать карьеру большого драматического актера. Я думаю, он был не прав, он заблуждался. Шурик - это его звезда, путеводная звезда. И как актер, он не мог отказываться от любви зрителей» - вспоминает Селезнёва. 

Наталья Крачковская, поразившая Гайдая на пробах мадам Грицацуевой в «12 стульях», без проб получила роль Ульяны Андреевны – жены Бунши. Но и тут не обошлось без накладок. Прямо в разгар съемок Крачковская заболела воспалением легких и резко похудела себе на радость, а Гайдаю в горечь. Увидев похудевшую Наталью Леонидовну, Гайдай отозвал ее в сторону и сказал: «Значит так. Утром манная каша, туда два яйца, хлеба и никаких движений. И так неделю. Сниматься не будем».

6 июня 1972 года, худсовет «Мосфильма» утвердил актеров на главные роли. Имея на руках превосходный сценарий, полный эксцентричности, фирменных погонь и блестящих шуток, первоклассный актерский состав, который полностью его удовлетворял, Гайдай начинает съемки. На роль кинорежиссера Якина пригласили Михаила Пуговкина, но на худсовете многие режиссеры запротестовали: «Как актер с амплуа вечного дурачка, сыграет нашего профессионального коллегу?». Но Гайдая поддержал Георгий Чухрай: «Вот вы все думаете о себе слишком хорошо, а зря. Пуговкин покажет, какие типы среди вас имеются».  

«Москва, Кремль!»

Именно так должен был отвечать Иоанн Грозный на вопрос милиционера о месте жительства. И именно в московском Кремле планировал снимать Гайдай, но руководство запретило, равно как и потребовало заменить ответ царя на - «в палатах». Тогда художник Евгений Куманьков нашел подходящую натуру под Ярославлем, в городе Ростов Великий. Идея Гайдаю понравилась: от Москвы недалеко, Ростовский кремль только что отреставрировали, плюс удавалось отойти от привязки к определенному месту действия и избежать цензурных накладок.

2 сентября 1972 года съемочная группа возвращается в Москву. Следующие две недели были посвящены натурным съемкам: погоня за Милославским, проезды скорой помощи и милицейской машины, панорамы современной Москвы. С середины осени съемки велись в павильонах Мосфильма, всего было построено 16 объектов: квартиры Шурика и Шпака, лестничная клетка, лифт, кабинет стоматолога, царская приемная и трапезная. Еда в сцене обеда была настоящей, ее на свои деньги (порядка 200 рублей) купил сам Гайдай.

Основные съемки закончились в декабре 1972 года, но возобновились в марте 1973 года. Съемочная группа выехала в Ялту, где снимали первую «цветную сцену» фильма – клип на песню «Звенит январская вьюга». Авторы песни Александр Зацепин и Леонид Дербенев изначально записали вокал с Софией Ротару, но ее низкий голос не подходил для комедийного жанра. В итоге песню исполнила Нина Бродская, которой в то время покровительствовал сам Леонид Брежнев.

10 мая 1973 года, отдел контроля за кинорепертуаром разрешил прокат на территории СССР. Премьера состоялась в сентябре 1973-го в Ленинграде, и вот уже более 45 лет картина любима целыми поколениями зрителей, что несомненно говорит о ее высочайшем качестве. Никакие премии и награды не могут заменить ее способность выдержать испытание временем. 30 стран закупили картину для показа в кинотеатрах, а ее показы в странах Западного блока в середине 70-ых годов вызвали настоящий фурор. Показы в Америке начались в 1975 году, где фильм шел под названием «Ivan the Terrible. Back to the future» / «Иван Грозный. Назад в будущее».

«Вы понимаете, я пронзил время!»

Леонид Гайдай был не просто гениальным режиссером. Он, как и его герой Шурик, смог изобрести машину времени. Ведь годы оказались не властны над его фильмами, и мы, зрители, готовы возвращаться к его героям бесконечное количество раз. Волшебника Гайдая нет с нами более 25 лет, но мир, запечатленный им на кинопленке, без всяких сомнений будет жить вечно. «Иван Васильевич меняет профессию» - это кладезь культовых фраз, ушедших в народ, многие из которых, кстати, перешли из пьесы Булгакова. Песни из фильма стали народными; и как показывают опросы, «Иван Васильевич меняет профессию» с каждым годом все сильнее ассоциируется у людей с праздником Нового года.

28 декабря 2018 года в актовом зале МГЭУ состоится новогодний отчетный концерт по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». И хотя я знаю, что нам не избежать сравнений с поистине бессмертным фильмом Леонида Иовича Гайдая, мы постараемся, чтобы вы взглянули на классику с другой точки зрения. 

Вспоминает Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая: «Где-то уже, ну, в конце жизни, можно сказать, он шел, покупал билет, садился на задний ряд и смотрел свои фильмы. Приходит и говорит: ты знаешь, Нинок, смеются. Смеются и все в тех же местах… Знаете, это было для него высшая степень удовлетворения; это как дети, которые оправдали его ожидания и желания»

Артем Лазарев, сотрудник MHEU-MEDIA


Автор: MHEU-MEDIA
Читайте также
07 мая
10:05
Уникальная Россия: как выставка культурного наследия открывает величие страны
06 мая
12:00
Готический квартирник прошел в сердце Москвы
04 мая
18:15
В Центре толерантности прошла лекция «История и судьба еврейских языков. Краткий очерк»