Как высидеть оперу более 4 часов или "Лоэнгрин" в Большом театре

Как высидеть оперу более 4 часов или "Лоэнгрин" в Большом театре

22 января
21:45

Источник:

Он – появился!

Будто бы сошедший с девяти гор Асгарда из славного прошлого, великий немец одним движением раскатал партитуру – и в Большом вновь зазвучала «энергия страсти»!  

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре состоялась 24 февраля 2022 года и прошла практически незаметно: на новости отвлекались все, кто мог, за исключением актеров на сцене.

Более 4-х часов. 3 действия. 2 антракта.

На волне вдохновения, зарожденного беседой с главным российским биографом Вагнера, Марией Кирилловной Залесской (интервью можно посмотреть по ссылке), мной без раздумий был взят билет на любимую оперу Германии.

Музыка Рихарда Вагнера, не перестававшая никогда звучать в Германии, довольно тяжела для неподготовленного слушателя, но надо же когда-то начинать!

Большой театр, центральная ложа бельэтажа, программка, либретто…

Собранный по легендам и сагам сюжет, не лишенный неожиданного твиста в финале, не так уж прост: дочь покойного герцога Брабантского, Эльзу, обвиняют в убийстве брата граф Фридрих Тельрамунд и его жена Ортруда. Король Генрих Птицелов выносит дело на Божий суд: желающий оправдать Эльзу должен вступить в поединок против Тельрамунда; победивший (по воле Бога) окажется прав. После первого призыва защитника не находится, однако девушка уверена, что сейчас появится некий рыцарь, и ее честь и жизнь будут спасены – так она увидела во сне. И в самом деле: перед ней предстает приплывший на ладье, запряженной лебедем, рыцарь Лоэнгрин, спасший ее. Лоэнгрин обещает взять Эльзу фон Брабант в жены при условии, что она не будет спрашивать, кто он и откуда. Девушка соглашается. Супруги Тельрамунд, вынашивая план мести, решают убедить Эльзу, что принц – не Божий посланник, а порождение колдовства. Это им удается, и когда, обвенчавшись, Эльза все-таки спрашивает у Лоэнгрина о его происхождении и судьбе, он вынужден раскрыться: он рыцарь Грааля, нарушивший обет не посвящать в эту тайну никого. Теперь он должен оставить этот край. Появившийся лебедь с ладьей увозит его, а Ортруда, супруга графа Тельрамунд, поддавшись гордости и злорадству, сообщает, что пропавший брат Эльзы – это лебедь, привезший Лоэнгрина. С помощью древних Богов, желающих отомстить людям за их отступление от веры, она превратила юношу в лебедя. Оставшись с Эльзой, Лоэнгрин нашел бы способ расколдовать его, однако теперь Эльза никогда не увидит ни своего мужа, ни своего брата. От горя Эльза фон Брабант погибает.

На сцене вместо привычного занавеса – голубая Луна на фоне черного космоса. Символ недостижимого, волшебного и невозможного, надежды на исправление жизни. Под чарующие экспрессивные звуки увертюры (дирижер Антон Гришанин) занавес поднимается, и в глубине космоса движется Луна. Растущая луна, полнолуние, убывающая луна… Светило движется все быстрей, траектория орбиты уменьшается с каждым оборотом, и наконец луна окрашивается в красный цвет взрывной волной. Увертюра, служащая кратким пересказом оперы, дает однозначный ответ: уничтожение Луны – символ Рагнарека – конца мира, беды. В финале ожидает смерть.

А пока на сцене появляется Генрих Птицелов в окружении хора дворян. Им предстоит заслушать обвинение, выдвинутое графом Тельрамундом против Эльзы фон Брабант.

Еrstaunlich (оригинальный – нем.) ход режиссера-постановщика François Girard – смена колора одеяний хора – одно из наиболее сымпонировавших решений. Хор,   одетый в мантии, одним движением руки меняет цвет с черного на зеленый, с белого на красный…           О символике цвета следует сказать отдельно: черный – цвет пустоты и ожидания, зеленый – цвет короля, германских подданных, красный – мести, нечестивых стремлений (чета Тельрамунд обладают замечательной красно-рыжей шевелюрой), белый – чистоты. Не случайно после первого акта в антракте цвет луны сменяется на огненно-бордовый.

После окончания второго действия мое внимание к происходящему подугасло… Впереди ждали еще полтора часа оперы, но как чарующая музыка Вагнера с каждой минутой уводила в дрему, так и практически неподвижные актеры навевали мысли о неподвижном сне…

Итак, оставалось полтора часа. Многие, не выдержав испытания временем, уходили, сетуя на музыкальную плодовитость композитора, кто-то нервно бегал курить у выхода.

Меня спас от неверного хода второй антракт – глоток бодрящего морозного воздуха, праздничная вечерняя иллюминация Театральной площади, кипящая суета сует встряхнули и вернули интерес к действу. Ничего не предвещало осложнений: до конца антракта оставалось несколько минут, билет был при мне, как вдруг на входе двое суровых сотрудников охраны попросили предъявить… контрамарку. В голове крутилась только одна ассоциация, аналогичная талонам на хлеб или, прости Господи, водку. Оказалось – внимание! – при желании выйти из театра до окончания спектакля и вернуться обратно необходимо получить из рук этих же сотрудников охраны оранжевую (в этот раз) контрамарку. Впрочем, вас могут впустить обратно и без этой ценнейшей бумажки, если вы запомнились охранникам, как это и произошло со мной.

4 часа не самой простой оперы были позади. Гений Вагнера, очаровавший в первом действии, бьющий кувалдой по утомившемуся слуху и мозгу во втором, в третьем действии окончательно раскрылся для меня. Зрительские усилия оправдались! Что ж, еще пара походов на Вагнеровские оперы, – и Байротский фестиваль ждет вас! И неважно, что это ожидание может растянуться на 10 лет! Ничего не поделаешь – именно на десятилетие растягивается очередь за заветными билетами на этот элитарный фестиваль, но для истинных ценителей творчества Вагнера это не помеха. Получается, у нас с вами, господа, еще есть время не только познакомиться с произведениями неповторимого гения, но и полюбить их, как их любил сам Лебединый король! (А кто это такой - можно посмотреть по ссылке)


Читайте также
03 мая
11:25
Губернатор Калужской области Владислав Шапша предложил создать исторический квартал
27 апреля
19:00
В центре искусств «Флигель» проходит выставка «Оттепель»
27 апреля
11:00
В Москве прошла выставка «Деревня, которая не спит»