Интервью с артистами театра «Уголок дедушки Дурова»

Интервью с артистами театра «Уголок дедушки Дурова»

В рамках ежегодной акции «Ночь театров» Первому студенческому агентству удалось посетить главный спектакль «Уголка дедушки Дурова» — «Дорога — длиною в век» — и задать сотрудникам театра зверей все интересующие вопросы.
29 марта
17:30

Источник: Виктория Прудникова

«Король шутов и балагуров, рад видеть вас: Владимир Дуров», — так начинается «Дорога — длиною в век».

Конечно, того самого Дурова, основателя знаменитой цирковой династии, давно уже с нами нет, на сцене его пра-правнучка — Наталья Дурова-младшая, заслуженная артистка России. Но дух Владимира Леонидовича продолжает жить в ярких улыбках юных зрителей, в восторженных аплодисментах, в незыблемых традициях «Уголка», неизменных с самого основания театра и по сей день. Ведь когда «дедушка Дуров» готовил номера с животными, он не только хотел показать их умения, но ещё и рассказать историю, сказку, а такие номера всегда пользовались успехом у зрителей. Ему удалось создать в стенах театра особый мир, маленький городок, где между людьми и зверями не бывает ссор и раздоров, все дружат и готовы прийти друг другу на помощь.

«Как в зоопарке, но они еще делают всякие трюки!», — радостно восклицает маленькая зрительница после окончания спектакля.

Справедливое замечание, хоть и не совсем точное. Разве способен зоопарк столь близко познакомить гостей с акробатическими умениями патагонского морского льва или большим талантом слонихи Сюзи? Не пассивное созерцание, а полноценный обмен энергией между зрителями и артистами (среди которых главенствующее положение занимают отнюдь не люди). И насколько же многогранны эти артисты! В их творческом портфолио роли озорных пациентов ветеринара, отважных морских путешественников, неудачливых пассажиров, почтальонов, прачек.

«Место с добрыми традициями, приходим третьим поколением».

— А почему только третьим? — смеётся Игорь Базаров, заместитель художественного руководителя театра по зооветеринарной части. — Я думаю, там уже четвёртое и пятое, если обратиться к истории и демографии.

На вопрос же о том, почему даже столетие спустя театр находит своё место в сердцах зрителей, поступает вполне однозначный ответ: театр рассчитан на детского зрителя — в этом и соль. В ярких детских впечатлениях: дети вырастают и приводят своих детей. Так и передаётся эта эстафетная палочка.

Не можем удержаться, когда появляется шанс узнать подробнее об истории и «внутренней кухне» театра. 

  • Спектакль называется «Дорога — длиною в век». Какой была эта дорога?

Базаров: Дорога была непростая. Во-первых, изначально театр не был «Уголком дедушки Дурова», поскольку Владимир Леонидович ещё не был таким уж дедушкой. Он приобрёл то здание на Старой Божедомке, что сейчас у нас является музеем (и в котором находится малая сцена). Формальное открытие театра с приглашением зрителей состоялось в 1912 году. Здание было приобретено немного раньше, подверглось определённым перестройкам, так как это был просто жилой дом. К этому зданию прилагалась конюшня — нынешнее здание зверинца. Эту конюшню Владимир Леонидович постепенно преобразовал для зимнего содержания зверей. Туда запускалась публика и, как в зоопарке, могла посмотреть животных. Периодически с животными прогуливались по улицам, о чём достаточно красноречиво говорят архивные фотографии.

Здание, где располагается администрация — бывший собственный дом архитектора Вебера. Оно достаточно долго не входило в «Уголок дедушки Дурова» — после революции там до 70-х годов XX века располагался Дом пионеров. Реконструкция в преддверии Олимпиады 1980-го года создала сегодняшний комплекс. Появилась возможность содержать больше животных, ставить спектакли большего масштаба. Последний этап жизни театра — открытие в 2022 году новой сцены в виде тринадцатиметрового циркового манежа. Зрительный зал не огибает манеж полностью, как в цирке, что даёт возможность трансформировать сцену под творческие задумки режиссёров.

  • «Уголок дедушки Дурова» — театр, не цирк. В чём принципиальное различие между ними?

Базаров: Малая и большая сцены — именно сцены, не круглые цирковые манежи. Но самое принципиальное различие в основах, заложенных Владимиром Леонидовичем. Были разные этапы: представления могли становиться более цирковыми. Но всегда проводилась большая сюжетная работа, а цирк оставался искусством дивертисментным: набор отдельных номеров-элементов, который может и не иметь смыслового содержания. Перестановка элементов, как в игре «Пятнашки», в цирковом представлении ничего не меняет. Здесь отдельный элемент «выдернуть» нельзя. А главные артисты, действующие лица — животные. Артисты-люди лишь помогают создать рисунок спектакля. Поэтому «Уголок дедушки Дурова» гораздо ближе к театру.

  • Почему «дуровская железная дорога» пользуется такой популярностью?

Базаров: 1912-й год. Железнодорожный транспорт развит достаточно, но ещё не превратился в обыденность. Основная идея — совместить явление, интересное для большой массы людей, символ начала века, с демонстрацией возможностей маленьких животных — мышей, крыс, кошек. Показать, что мышка тоже соображает и способна воспринимать команды человека. Впоследствии дуровская железная дорога стала визитной карточкой театра. Сейчас у нас три железных дороги — большая, малая (в форме аттракциона, в отдельном здании с малым зрительным залом) и старая железная дорога в музее, на которой до сих пор катаются мыши.

К нам выходит Артём Волосников, артист-дрессировщик, выступающий с лисами, воронами и верблюдами. Теперь можем озадачить каверзными вопросами и его.

  • Как вы пришли в эту сферу деятельности и поняли, что хотите в ней остаться?

Волосников: Пришёл случайно, подработать на время учёбы. Потом закрутилось-завертелось, и решил, что ну её, эту учёбу! (смеётся)

  • С кем проще играть на сцене — с животными или с людьми?

Волосников: Со всеми нужно договориться и наладить взаимодействие. Иногда кажется, что людям проще сказать, что нужно сделать. А иногда животные быстрее понимают.

  • Какое животное лучше идёт на контакт?

Волосников: Все животные достаточно контактные, но птицы медленнее привыкают ко всему новому: к людям, к сцене. Когда узнали друг друга, разницы уже нет: все охотно идут на контакт.

  • Как проходит кастинг для пушистых артистов?

Волосников: Не всегда есть сама возможность выбора. Но был случай, когда нужно было приобрести лису. В вольере бегало много маленьких лисят, я увидел, что один, самый толстый и наглый, отпихивал всех от миски, и сказал: «Его надо брать!».

  • Сколько длится путь с момента выбора животного до его выхода на сцену?

Волосников: До начала тренировок животное нужно вырастить. Чем моложе животное, тем лучше. Все хищники берутся в малом возрасте. Лисёнок, про которого я говорил, помещался у меня на ладошке. При этом момент встречи животного и зрителей предсказать невозможно. Кто-то публику игнорирует — пришли и пришли, а кто-то шокирован: «Кто они? Что они здесь делают? Раньше всё хорошо было!». 

  • Задатки артиста у животных, как у людей, заложены изначально, или вырабатываются с дрессировкой?

Волосников: Безусловно, характер животного позволяет сказать, что кто-то более, а кто-то менее талантливый. Имеет значение то, насколько животное пугливо или открыто для контакта.

  • Уходят ли звери в отпуск? Как они получают свои гонорары?

Волосников: В отпуск, конечно, уходят — вместе с артистами. А занятость животных в репертуаре может быть частичной, так что отдыхать они успевают. Гонорары им выдаются виде большого вкусного угощения.

  • Какие забавные ситуации происходили во время представлений?

Волосников: Действие спектакля разворачивалось на востоке. Артист, игравший роль караванщика, по сюжету должен был сказать, что в его стране нет ни зимы, ни снега. В тот момент снаружи бушевала ужасная метель, и под эту реплику два верблюда, которым пришлось пройти на сцену по улице, вышли к зрителям с ног до головы в снегу. Действительно: ни зимы, ни снега! Белый песок!.

  • Чему ваша работа смогла вас научить?

Волосников: Не столько научить, сколько подарить неповторимые ощущения и эмоции. Если человек общается с разными видами животных, это даёт огромный опыт познания мира, ведь каждый вид — это свой мир. Это затягивает людей в профессию и приводит зрителей на спектакли в совершенно разном возрасте.

Виктория Прудникова Виктория Прудникова
Виктория Прудникова Виктория Прудникова
Виктория Прудникова Виктория Прудникова

Читайте также
27 апреля
19:00
В центре искусств «Флигель» проходит выставка «Оттепель»
27 апреля
11:00
В Москве прошла выставка «Деревня, которая не спит»
26 апреля
09:45
20 апреля завершился «Тотальный диктант», где желающие проверили свои знания в русском языке