Презентация сборника рассказов «Тело: у каждого свое» состоялась на ММКЯ

Презентация сборника рассказов «Тело: у каждого свое» состоялась на ММКЯ

13 сентября
10:10

Источник: Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство

8 сентября, в заключительный день работы Московской международной книжной ярмарки, в «Экспоцентре» состоялась презентация сборника «Тело: у каждого свое. Земное, смертное, нагое, верное в рассказах современных писателей» от «Редакции Елены Шубиной». Он объединил под одной обложкой стихотворения, эссе, рассказы и пьесы тридцати девяти авторов, посвященные теме телесности и самому «храму души», с которым люди находятся в крайне непростых, порой даже конфликтных отношениях.

Представили сборник писатели Екатерина Манойло, Михаил Турбин и Арсений Гончуков, редактор-составитель Вероника Дмитриева, а также бренд-менеджер издательства «АСТ» и поэтесса Татьяна Стоянова. Их беседа коснулась подходов к созданию произведений, роли, которую вопрос телесности играет для литературы и общества в целом, и, наконец, аспектов физиологической идентичности самих спикеров.

«Мы задумали этот сборник еще в ноябре 2020 года, и надо сказать, что абсолютно все мешало нам его выпустить. Авторы задерживали тексты, у кого-то что-то не получалось, происходили различные события. Большое счастье, что эта работа состоялась и удалась», — призналась Вероника Дмитриева.

Уникальность книги, по ее словам, заключается еще и в том, что каждый писатель нашел для себя неповторимый «язык тела», подойдя к предложенной тематике с позиции личного, нередко травмирующего опыта, или разделяемых эстетических ценностей, или стремления отразить в тексте страх, нежность, робость и другие чувства, которые сливаются воедино в отношении человека к своей материальной оболочке — своему истинному оплоту.

Примечательно, что, вопреки названию сборника, акцентирующему физическое состояние тела, во главу угла в большинстве рассказов ставится яркое эмоциональное переживание лирического героя или его создателя, а о таких, казалось бы, очевидных вещах, как занятие спортом или йогой, нет ни слова. В частности, Екатерина Манойло, автор книг «Отец смотрит на запад» и «Ветер уносит мертвые листья», выбрала для публикации написанное ею ранее эссе «Мы с тобой одной крови», которое она посвятила трем своим дочерям. В нем воплотилось ее откровение о бремени материнства и переходе на новый жизненный этап, который наступает вслед за появлением на свет ребенка.

«Когда я его перечитывала, у меня было очень странное чувство, как будто бы тогда я была более открытой, а теперь уже думаю, может, зря про какие-то вещи написала. Всему свое время. Сейчас я бы не отдала этот текст или сделала цензуру: как в книге «Пазолини», зачеркнула бы строчки черным, а вы уже догадывайтесь, что я имела в виду», — рассказала Манойло.

Недавний гость ее рубрики «Трезвые разговоры в баре», которая выходит в журнале «Сноб», и автор романа «Выше ноги от земли» Михаил Турбин отметил, что тело периодически напоминает людям об их душевных проблемах и на свой лад предупреждает о том, что в жизни что-то идет не так. Центральный персонаж его рассказа «Рыбка» как раз сталкивается с подобным сигналом и осознает, что он глубоко несчастен.

«Но вы не думайте, рассказ достаточно оптимистичный. Там нет ничего страшного, просто я говорю о том, что тело иногда подает нам знаки. Я сам, например, до сих пор считаю, что у меня живот растет не оттого, что я пива много пью и чипсы ем, а потому что у меня экзистенциальный кризис начался», — отшутился Турбин.

С подачи Татьяны Стояновой, вот уже несколько лет успешно совмещающей творческую деятельность с курированием литературных проектов в «Редакции Елены Шубиной», в сборник попали тексты совершенно иного толка — это цикл философских стихотворений, посвященных связи телесности с мироощущением. Поэтесса отозвалась о нем следующим образом:

«Он дает надежду на то, что, хотя твое тело, как природная материя, конечно, ты все равно не можешь не ощущать себя частью цикла, круговорота, в котором живешь. И это вселяет уверенность в том, что потом что-то останется во времени: твое слово, твоя вера, твоя любовь. Мне было важно показать, что человек не одинок, он находится в вечной взаимосвязи с тем, что его окружает».

Дискурс о месте личности во вселенной вскоре, однако, сменился комичным размышлением о том, от имени какой части тела авторы могли бы в будущем написать рассказ. Среди всех произведений, вошедших в сборник, этот прием был использован лишь в пьесе «Пионы» Майи Кучерской, руководителя литературных мастерских в НИУ ВШЭ и «Creative Writing School», которой ловко удалось превратить тело подростка в театр с десятком своенравных актеров, а потому спикерам осталось немало пространства для полета фантазии. Михаил Турбин как визуал выбрал глаз, главный орган познания, и печень, которая сама по себе способна сообщить о жизни владельца достаточно пикантные подробности, а Екатерина Манойло предпочла женские ступни, поскольку они зачастую страдают из-за ношения неудобной обуви и отлично вписались бы в драматичный сюжет.

«У меня получился рассказ-эксперимент, то есть я даже не могу вспомнить, как его писал. Это был нерациональный поток сознания. Я просто сел и его зафиксировал, что позволительно, поскольку рассказ — короткая форма. Это роман требует определенной математики, а в рассказе я поймал свою эмоцию, аллюзии, воспоминания из детства. И это получился чистый кусок стихии», — поделился своей историей сценарист Арсений Гончуков, присоединившийся к спикерам с небольшим опозданием.

Он также подчеркнул, что, несмотря на искренность и честность, присущие ему в вопросах творчества, рассказ «Его дневник» не стоит воспринимать как автофикциональный. Напротив, ему было бы некомфортно, если бы читатели ассоциировали содержание этого текста непосредственно с ним, минуя лирического героя. Возможность приложить руку к созданию сборника, в целом, стала для него поводом попрактиковаться в умении размывать границы между видением персонажа и позицией автора, а также высказаться о волнующей его проблеме.

«Хотя тема телесности с каждым годом становится важнее, прямых обращений к ней сейчас не предвидится. А важнее она становится потому, что тело — это не только наше убежище, но и, как философская категория, то, на что все покушаются. Государство, например, предъявляет к телу мужчин и женщин определенные требования. В последнее время к телу, вообще, обращено повышенное внимание, даже некое давление со стороны окружающего пространства. Но у нас есть воля управления своим телом, воля распорядиться им: отдать его работе, могиле, будущему, детям. Это очень важная тема, которая, к сожалению, будет уходить из повестки, потому что она прозападная и немного чужда нашей культуре», — признался Гончуков.

В завершение дискуссии авторы пришли к соглашению насчет того, что после участия в составлении сборника тема телесности для них особенно актуализировалась. Не исключено, что в дальнейшем они будут уделять больше внимания как ей, в ходе работы над новыми произведениями, так и собственному телу, которое представляет собой крайне любопытный предмет для исследования и таит в себе еще немало секретов.

Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство
Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство
Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство Мария Архипова, Первое Студенческое Агентство

Читайте также
03 октября
10:00
В театре «Модерн» состоялась премьера спектакля «Война и мир. Русский Пьер»
03 октября
09:00
«Начал с яблока, потом сделал стул, стол, вазы, ковры»: о трехмерном искусстве казахстанского художника Саяна Байгалиева
02 октября
16:15
Обзорная экскурсия по Музею русской иконы