«Земному шару нужна вакцина не от вируса, а от гуманизма»

Студенты написали философские эссе об этике времен пандемии

09 июня
15:40

Студенты написали философские эссе об этике времен пандемии

«Пандемия: этические проблемы современности» - такой стала тема конкурса эссе, который проходил в Институте Пушкина. Авторами работ стали второкурсники филологического факультета, изучающие философию. Победителей оказалось двое: Александр Страшинский и Анна Охрончук. Читайте самые главные фрагменты их работ.

Желание жить наполнило души страхом и злостью  

«XXI век нас, конечно, сильно расслабил», пишет Александр в своем эссе. «Я ничего не знаю, это страшно!», «Я зол на людей, они снова вылезли на улицу!», приводит он эмоциональные реплики людей из разных стран и продолжает: «Коронавирус расползается по планете, оставляя весьма постыдные и малозначительные по своей разрушительности последствия. Но, к несчастью, по ней уже расползся гуманизм, торжество которого пришлось не на античность, не на ренессанс, а на эпоху новейшего времени. О, как смеет эфемерная субстанция лишать нас, величайшее из творений, с подаренной нам способностью искренне радоваться, с безмерным потенциалом к самореализации, права наслаждаться жизнью?»

По мнению молодого человека, бессмысленно разбираться в причинах и результатах пандемии, однако необходимо задуматься о том, как легко желание жить наполнило человеческие души страхом и злостью. «Сегодня мы так привыкли требовать – демократии, толерантности. Безопасности, наконец. Пора бы вспомнить и о смирении», – считает он.

Будущий филолог напоминает, что наши предки спокойнее относились к смерти и пели «своим детям на ночь так называемые смертные колыбельные»; цитирует античных философов: «…муд­рец не укло­ня­ет­ся от жиз­ни и не боит­ся не-жиз­ни, пото­му что жизнь ему не меша­ет, а не-жизнь не кажет­ся злом» (Эпикур).

Александр считает, что залог душевной гармонии – отказ от чувственных наслаждений. «Впрочем, даже душевного наслаждения нельзя допускать – ведь и оно слабость», – продолжает второкурсник, призывая Аристотеля для подтверждения своих мыслей: «Страстями я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания».

По мнению Александра, подлинное величие человека в том, чтобы перестать думать о себе много, тем самым по-настоящему возвеличиваясь над неподвластным ему миром. «Земному шару нужна вакцина не от вируса. Человечество нуждается в вакцине от гуманизма, и её совсем не надо изобретать. Следует просто обратиться к тому, что покрыл песком и пылью вековой ветер познания», – уверен второкурсник и приводит слова Сенеки: «При всех обстоятельствах душа должна от всего внешнего обратиться к самой себе: пусть надеется на себя, радуется себе, созерцает своё…»

В заключение Александр Страшинский пишет: «Разум – эта вакцина. Он наша сила, опора в согласии с судьбой. Он подсказывает, когда в погоне за удобствами следует оставить пыл, притихнуть. И уже смотреть на жизнь как бы извне, без заботы и томления, без надежды и самоуверенности, терпеливо и благодарно».  

Никакого сочувствия больным и признания ценности жизни

Анна Охрончук начинает свое эссе с констатации факта, что пандемия поставила перед человечеством множество этических вопросов, подобных этому: «Кому отдать ограниченные медицинские ресурсы, а кого обречь на смерть?». С непростыми ситуациями, когда приходится выбирать не между хорошим и плохим вариантами, а между двумя плохими, на протяжении жизни сталкивается почти каждый. «Однако устранить появление таких этических дилемм невозможно, да и в этом нет необходимости – ведь это естественная часть жизни каждого человека», – считает Анна.  

Эти вопросы существовали и ранее, однако этические принципы прошлого сегодня неприменимы. На протяжении тысячелетий в обществе господствовало религиозное мировоззрение, болезнь воспринималась как наказание за грехи, смерть считалась естественным продолжением жизни. Некоторые философы выбор смерти рассматривали как долг человека.

«Сократ, Платон и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжелобольных людей даже без их согласия. Кроме того, они считали, что, если человек ослаб и становится обузой для общества, покончить с собой – его моральный долг.  Как видим, никакого сочувствия больным и признания ценности жизни», пишет второкурсница.

С развитием науки на смену религиозной этике пришла светская. Для современного человечества высока ценность каждой отдельной жизни. Студентка уверена: «Именно поэтому европейцы добровольно отказываются от, казалось бы, своих базовых прав, таких как свобода передвижения, ради безопасности – спокойно относятся к полицейским, патрулирующим улицы, и не выступают против жесткого карантина».

В то же время изоляция противоестественна для человека, вызывает физический и психологический дискомфорт, рост домашнего насилия. Для одних этическая дилемма состоит в том, чтобы рассказать о насилии, для других – поводом нарушить карантин, как можно меньше проводить времени дома, подвергая себя и родных риску заразиться. Сейчас мы наблюдаем попытки адаптироваться к новым потребностям общества: онлайн-исследования психологического состояния людей, обсуждение этических проблем пандемии, заседания всевозможных исполнительных органов – например, прошедшее недавно онлайн-собрание Комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.  

«Итак, мы отчетливо убедились в том, что нам необходима новая этика. Текущая ситуация ставит перед человечеством множество этических проблем, касающихся так или иначе каждого из нас. Для нас это уникальный опыт, как для человека лично, так и для современного общества в целом. И даже если сейчас какие-то вопросы остаются без ответа, следует помнить, что это временно, ведь новая этика уже формируется – останется лишь формализовать ее», – уверена Анна Охрончук.

Комментарий

Елена Чернышёва, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук:

«Нашей целью было – дать студентам понять, что философское знание, философские теории актуальны и сегодня. Ситуация с пандемией поставила перед человечеством новые и актуализировала старые этические проблемы».

Благодарим пресс-службу Института Пушкина за предоставленные материалы.


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
03 августа
12:10
Интересные факты из жизни Айвазовского и его самые известные картины
21 июля
10:50
Как прошла первая премьера балета после снятия ограничений в Москве
08 июля
17:25
План – творить!