Показ занял три зала. В библиотеке не убрали книги - стеллажи со старинными букинистическими изданиями нависают как угроза над модной фешенебельной “Москвой” с ее современными нарядами, миром через экран смартфона и съемочной техникой, которая смотрится в бальных комнатах особняка Мамонтовых как иностранка.
Сегодня мы все здесь - чужеземцы. Пока операторы заканчивают свои приготовления, расставляя камеры и свет среди сервантов, деревянных столов и стульев обивкой, я пытаюсь пристроиться во втором зале - каюсь, еле успела к началу показа, заблудилась у метро.
В итоге сажусь прямо на лакированный паркет - вполне возможно, что он старше моего дедушки, и я просто надеюсь, что наш межпоколенческий союз будет удачным.
- Чего, прям настоящие библиотекари? - сегодня такой вопрос в читальне имени Пушкина вполне уместен. Одежду современных дизайнеров показывают настоящие русские женщины, работницы центральных городских библиотек.
Это завершающий день Чистопрудного Festа’ 2022. В программе: показ и представление от центра “Гармония”.
Из колонок играет lo-fi, организаторы все никак не могут определиться со светом - они то включают, то выключают лампы. Зрители нервничают - те, кто удачливее, уже заняли стулья в первом зале. Там свет – матовые голубые шары, без лишних церемоний расположенные сразу на полу. Там звук – диджей Dj Pako Veras ставит композиции от композитора ZAHOZHIY и этно певицы Татьяны Лариной.
Остальные занимают читальные комнаты - места всем желающим не хватает.
Пока мы нервно настраиваем свои камеры и гадаем, что же нам покажут, сотрудницы московских библиотек и ученицы театральных студий готовятся дебютировать на подиуме. Екатерина Слепкова, главный визажист показа, вносит последние правки в образы почти что в коридоре, возле парадного зала.
Волонтеры разгоняют фотографов и журналистов, чтобы проложить дорогу начинающим звездам подиума.
И шоу начинается.
Сегодня в программе: фьюжн искусственного интеллекта и народных мотивов от Agatha Ænter; экологичные модели из натуральных тканей от кавказской дизайнерки Зайнаб Сайдулаевой (да-да, той самой, которая создала бренд MEASURE).
Помимо папах, расписных курток, стилизованных кавказских платьев, модели покажут, в чем пережить «мерзлявую» московскую зиму: согреет интеллектуальная женственность, приправленная северными, якутскими мотивами от muus:
- Лена Максимова привезла свою свадебную коллекцию? А женихи будут? - голоса звучат по-доброму, я улыбаюсь. Моя ставка: женихи будут вряд ли. Как и Айдан Салахова, как и Елка - знаменитости, которые появляются в одежде якутского бренда на фешн-показах и презентациях.
Несколькими именами из Blueprint фешн-база Чистопрудного Fest не исчерпывается. Пока за окном накрапывает сентябрьский дождик, русские дизайнеры уже планируют русскую зиму: о стиле настоящих женщин напоминает теплая шерстяная мода от Саши Гапанович, создательницы русского “северного” тренда на ручную вязку и объемные куртки, похожие на фуфайки из советских фильмов (никакого наезда, все мы “Девчат” обожаем).
- А Маша Андрианова будет? - шепотом спрашивает девушка позади меня. Я листаю страницу заказа и залипаю на кафтаны и сарафаны, сшитые для русских северных сказок. В такой одежде не то что по подиуму - по лесу Бабы Яги ходить не страшно - чувствуешь, что рубаха защитит тебя от проклятий и колкого ночного мороза.
Возможно, странно, что я фантазирую о книгах на модном показе. Но Софья Горленко, создательница бренда “Соня в царстве диво” так не считает - сегодня она покажет рубашки с отрывками из поэмы Ерофеева “Москва-Петушки”.
Вдохновение из русских мифов черпает и создательница бренда Onsitsa - выпускница Академии имени Строганова, Елена Таш. Материалы для своих рубах, платьев и жакетов с аккуратным открытым вырезом Елена собирает в винтажках и на барахолках. Пуговицы на юбках - ностальгия по досоветскому прошлому, старинный перламутр и железо.
Листать сайты - больше нет смысла. Почти все модели передо мной.
Солидные женщины в синих пиджаках, молодые девушки в современных русских народных костюмах двигаются как привидения - зрители ловят глазами каждое неторопливое движение. В полумраке старинного зала то и дело раздаются шепотки: кто-то хвалит просторные бежевые балахоны, расшитые кружевом, кто-то восхищается кокошниками ручной работы. Вы не подумайте, никакой “русской” топорности, каждый головной убор - произведение дизайнерского искусства, в меру аккуратный и расшитый узорами из стразов и белого перламутра.
Теперь работницы библиотек выглядят как те, кого им положено оберегать - в платьях и кафтанах они напоминают принцесс из русских сказок.
Они справляются со своими ролями так, как и положено особам королевских кровей - я любуюсь расправленными спинами, серьезными лицами и аристократичной походкой.
Шествие русских принцесс продолжается где-то полчаса: Василис Прекрасных в нежных белых платьях сменяют воинственные богатырши в темных нарядах из тяжелой теплой ткани.
- Эта похожа на Снегурочку, - шепчет бабушке маленькая девочка позади меня. Мысленно соглашаюсь: верно подметила, малая, определенно есть сходство.
Искусственный мрамор стен, фигурные филёнки на потолке, лепные украшения, мраморные камины - интерьер читальных залов времен 19 века усиливает сходство с ожившей сказкой.
Когда Маргарита Зотова - заместитель гендиректора по вопросам культурно-досуговой деятельности "ОКЦ ЦАО" - забирает микрофон у ведущей показа Полины Ухановой - я понимаю, что моя зимняя сказка на этом закончена.
Как и у любой истории, у модной библиотеки на Бауманской есть свой саундтрек - после показа звучат народные песни в исполнении вокального коллектива “Гармония”.
Народное пение в залах читальни отдается гулом - я чувствую вибрацию от пола и стен, стремлюсь подойти поближе, чтобы рассмотреть русские народные костюмы. Пение девушек как будто бы продолжает сюжетную “сказочную” линию показа и его звуковое наполнение.
Когда мы выходим на улицу, сказочное очарование следует за нами по пятам. Хочется напомнить себе и всем девушкам, которые этой осенью не чувствует силы: мы женщины, мы сами пишем свои сказки.
Уже завтра все модели-принцессы будут подсказывать молодым читателям, к какой книге стоит обратиться за советом. И юные герои будут им доверять - читать и жадно впитывать новые знания, чтобы потом создавать собственные шедевры.