Ссудная казна была построена по велению императрицы Екатерины 2 в 1913-1916 годы к 300-летию династии Романовых.
Московская ссудная казна была учреждением, выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.
Авторами проекта были Владимир Покровский и Богдан Нилус. Здание выполнено в неорусском стиле и совмещает в себе множество деталей. Внутренняя часть казны сильно отличается от внешней. Сейчас внутри все окрашено в желтый, но изначально преобладал синий цвет, это можно увидеть по всему зданию на специальных «вырезанных» кусочках, в которых можно разглядеть первоначальный материал и цвет.
Интерьеры здания расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.
В какое-то время владельцами ссудной казны было 14 организаций, что плохо сказалось на самом здании.
С казной связано много историй. Например, раньше банкиры дарили копилки с замком, но ключик хранили у себя. Человек долгое время копил деньги, приходил снова в казну, чтобы открыть копилку, однако, деньги ,как оказалось, забирались на нужды государства. Копилочка снова закрывалась и отдавалась обратно владельцу. Сейчас здание принадлежит центральному банку
О жизни здания сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей:
«Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»