В первый день фестиваля состоялись сразу три премьеры: театральная премьера - Татьяна Чудова «Сон Татьяны», мировая премьера - Татьяна Чудова «Русские женщины» и континентальная премьера - Эми Мерси Бич «Кабильдо». Все три оперы были исполнены на оригинальных инструментах.
Также перед зрителями выступила Алина Небыкова, композитор, председатель Совета Союза композиторов Евразии, основатель лейбла «Шостаковичи и Стравинские», кандидат юридических наук. Она выразила огромную благодарность всем, кто смог поприсутствовать на премьере, рассказала о небольшом эпизоде из жизни Татьяны Чудовой. Алина, как никто другой, смогла прочувствовать каждое произведение, созданное композитором, ведь все это происходило у нее на глазах. Татьяна Чудова была учителем Алины. Она также процитировала слова своего наставника: «Композиторы рождаются для того, чтобы оставить плоды своих стараний для общества».
Проект охватит несколько городов России, уникальные оперные постановки представят публике с февраля по август 2024 в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле. В рамках фестиваля у российских зрителей будет возможность познакомиться с семью талантливыми композиторами-женщинами из разных стран и стать свидетелями десяти оперных премьер в исполнении ведущих солистов мировой музыкальной сцены и в сценическом воплощении двух знаменитых режиссеров: Елизаветы Корнеевой (Красноярский театр им. Хворостовского, Мариинский театр, театр Ганновера) и Марка Верзатта (Опера Цинциннати, опера Лирик в Чикаго, Метрополитен-опера).
Фестиваль «Приглушенные голоса» - первый в своем роде международный проект, посвященный поддержке и признанию женского вклада в классическую музыку. На фоне исторического пренебрежения вкладом женщин в создание классической музыки фестиваль возводит важный вопрос о признании современных женщин-композиторов. Их разнообразные подходы к композиции становятся ключом к более справедливому и яркому раскрытию музыкального мира.
Для программы фестиваля «Приглушенные голоса» были отобраны 10 опер камерного формата, созданные семью талантливыми женщинами-композиторами и представляющие различные музыкальные стили.
Все три премьеры были очень проникновенными и трогали за душу. Больше всего мне понравилась театральная премьера «Сон Татьяны» в первом отделении – моно-мини-опера по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» для меццо-сопрано, квинтета и электронного звука. Сон Татьяны Лариной является самым мистическим и символичным эпизодом знаменитого романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Татьяна, влюбленная в Евгения Онегина, гадает на суженого, надеясь, что это будет Евгений, и засыпает, положив зеркальце под подушку. Девушке снится сон, что она попадает в компанию медведя, странных существ и Онегина. Александра Ковалевич, в роли Татьяны, была просто великолепна, а ее голос пробирал до кончиков пальцев, очень завораживающе.
Все больше и больше женщин композиторов, которые создают поистине уникальные произведения, уходящие в вечность. Огромная благодарность Татьяне Чудовой, которая оставила такую память всем последующим поколениям. Ее оперы так чувственно и тонко передают смысл, заложенный в них, заставляют задуматься, попытаться понять истину. Когда я слушала первое отделение (оперы Татьяны Чудовой), я смогла на некоторое время не думать ни о чем кроме происходящего в зале. А это и есть подлинное искусство!