25 февраля в Музее им. А.Н. Скрябина прошел вечер фортепианной музыки в исполнении студентов класса Н.А. Шохиревой. Играли Шопена, Рахманинова, Чайковского и Скрябина. Чем отличились композиторы эпохи романтизма и какое необычное изобретение принадлежит Скрябину?
Музыкальный романтизм – это художественное течение в профессиональной музыке XIX-XX века. Точно указать границы периода романтизма невозможно из-за крепкой связи с классической эпохой и множеством композиторов этого направления, творивших в разные годы.
Основной темой музыкальных произведений в период романтизма стали проблема личности, её взаимоотношений с миром, любовь, одиночество и смерть. Также для романтического композитора важны самовыражение, борьба с условностями и дерзкое, насыщенное исполнение.
Огромное значение в период романтизма получает фортепианная музыка, а главными действующими лицами направления стали Шопен, Берлиоз, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Скрябин и другие композиторы. Их вклад в мировую музыкальную культуру неоценим:
«Цветной слух» — это особенность, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. Скрябин создал собственную систему цветотональности, где, например, до-мажор соответствовал красному цвету, а ля-мажор – зелёному.
По эскизам Скрябина его друг профессор Мозер сконструировал световой аппарат – предшественника современной светомузыки. Это был круг с двенадцатью разноцветными лампочками, каждой из которых соответствовала определенная нота. Композитор подвешивал круг к потолку, играл партии, а его жена «сопровождала» игру световыми эффектами. Поэтому, когда вы в следующий раз будете танцевать в клубе, поблагодарите в душе Скрябина за его прекрасное изобретение.
И, как говорил Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой».