Ученые впервые зафиксировали момент взрыва сверхновой

07 августа

Впервые в мире астрономы из Австралийского национального университета (ANU), работающие с NASA и международной командой исследователей, запечатлели первые моменты сверхновой — взрывной гибели звезд — в деталях, невиданных ранее. Об этом сообщается на портале phys.org.

Взрыв сверхновых — одно из самых ярких и мощных событий, которые мы можем наблюдать в космосе. Они также крайне важны для науки, ведь считается, что именно они ответственны за появление большинства элементов, обнаруженных во Вселенной. Однако раньше данные, которыми располагали ученые, включали в себя только последствия смерти звезды. Начальная же стадия сверхновой проходит так быстро, что большинству телескопов зафиксировать ее трудно.

Исследователи ANU зафиксировали начальную вспышку света, которая видна как первая ударная волна, проходящая через звезду, прежде чем она взорвется.

1560363730_0:450:2047:1601_1920x0_80_0_0_2155da27b35360231dfba7e81033cd85.jpg.webp

Доктор философии Патрик Армстронг, возглавлявший исследование, сказал, что ученых особенно интересует, как меняется яркость света с течением времени до взрыва. Это событие, известное как «кривая ударного охлаждения», дает ключ к разгадке того, какой тип звезды вызвал взрыв.

«Это первый раз, когда кто-либо так подробно изучил полную кривую ударного охлаждения любой сверхновой», — сказал г-н Армстронг из Исследовательской школы астрономии и астрофизики ANU.

Это открытие дает данные, которые позволяют определить другие звезды, ставшие сверхновыми. Исследователи ANU уже проверили их на ряде существующих моделей звезд.

Основываясь на моделировании, астрономы определили, что звезда, вызвавшая вспышку сверхновой, скорее всего, была желтым сверхгигантом, который в 100 раз больше нашего Солнца.

detailed-look-at-earli.jpg

Астрофизик и исследователь ANU доктор Брэд Такер сказал, что международная команда смогла подтвердить, что одна конкретная модель, известная как SW 17, наиболее точно предсказывает, какие типы звезд вызвали различные сверхновые.

«Мы доказали, что одна модель работает лучше, чем остальные, при идентификации различных сверхновых звезд, и больше нет необходимости тестировать несколько других моделей, что традиционно имело место», — сказал он.

Первым эти данные получил телескоп Кеплер в 2017 году. И хотя его миссия была завершена в 2017 году, новые космические телескопы, такие как спутник NASA для исследования транзитных экзопланет (TESS), будут фиксировать больше взрывов сверхновых. Это предоставит ученым дополнительные возможности для совершенствования моделей и углубления нашего понимания сверхновых, а также того, откуда берутся элементы, из которых состоит окружающий нас мир.