Древние останки человека оказались еще старше

Исследование вулканических пород в Эфиопии позволило уточнить возраст найденных там костей человека.

23 января

Источник: https://antropogenez.ru/fossil/320/

В 1967 году были найдены останки древних людей: два черепа и несколько других костей. К сожалению, останки нельзя было датировать радиоуглеродным анализом, поэтому ученым пришлось исследовать отложения, образовавшиеся в результате разливов Нила, а также прослойки из вулканического пепла в этом районе. Они пришли к выводу, что хозяева черепов Омо I и Омо II жили примерно 197 тысяч лет назад.

Но последнее исследования оспаривают этот результат. В исследовании, опубликованном в журнале Nature, более детально изучили вулканический пепел, в которых лежал череп Омо I. Ученые пришли к выводу, что примерный возраст останков 233 тысячи лет.

В предыдущем исследовании использовали уран - ториевую датировку, но ученые из группы Видал решили пойти другим путем. Они отобрали новые образцы вулканической тефры (отложений, выброшенных вулканом и затем осевших на землю) из слоев, которые находились выше останков Омо I, и изучили их с помощью аргон-аргонового (40Ar/39Ar) метода. Этот усовершенствованный вариант калий-аргонового метода сегодня является одним из самых точных и востребованных для определения возраста горных пород.

При 40Ar/39Ar-датировании возраст образца определяется по изотопному составу содержащегося в нем аргона. Аргон выделяют поэтапно путем ступенчатого нагрева, на каждой ступени нагрева анализируют изотопный состав выделенного газа. В результате формируется зависимость значения возраста от доли выделенного 39Ar — возрастной спектр. Его представляют в виде ступенчатой функции, каждая ступень которой соответствует этапу выделения аргона. Возрастной спектр — одна из основных характеристик образца породы.

Но исследователи на этом не остановились и решили соотнести образование вулканических слоев с извержениями вулканов. К породам, взятым из окрестности озера Шалы, применили метод аргон-аргонового датирования. Выяснилось, что отложения, под которыми нашли Омо I, оказались там в результате взрывного извержения Шалы, произошедшего более 200 тысяч лет назад.

В результате анализа останки оказались на 36 тысяч лет старше, чем считалось ранее. Современная оценка в 233 тысячи лет более соответствует моделям эволюции человека.

Митохондриальная Ева

По оценкам ученых возраст митохондриальной Евы, наиболее близкого общего предка всех ныне живущих людей по женской линии, составляет 140 - 240 тысяч лет. Такая оценка была получена с помощью анализа митохондриальной ДНК и частоты мутаций.

Как видно, возраст останков Омо I хорошо соответствует этой оценке.

Y - хромосомный Адам

Такие же оценки были повторены для анализа y - хромосомы. Из-за того, что Y‑хромосома значительно длиннее, чем ДНК митохондрий, и имеет более низкую частоту мутаций, идентификация её полиморфизма замедляется и, как следствие, снижается точность оценки частоты мутаций. Но исследования 2014 года показали, что общий предок по мужской линии жил более 200 тысяч лет назад, что близко к возрасту Омо I. Однако последующие работы ученых понизили эту оценку до 138 тысяч лет.

В результате исследования образцов пепла помогают нам лучше понять эволюцию человека, его возникновение и расхождение с ближайшими предками, произошедшее примерно 350-200 тысяч лет назад.

Источник: Naked Science

Слой тефры, из которого взяли образцы для исследования / ©Vidal C. et al. Слой тефры, из которого взяли образцы для исследования / ©Vidal C. et al.
Место исследований / ©Vidal C. et al. Место исследований / ©Vidal C. et al.