«Кибер урбанистика»: как это (не) работает (в обществе)

«Кибер урбанистика»: как это (не) работает (в обществе)

30 января
16:25

Источник:

Небольшое вступление. Мы в составе клуба урбанистов в минувшую субботу, 26 января, посетили лекцию в Московском международном университете на тему «Кибер урбанистика». Лекция не сильно впечатлила нас, будем честны. Но она затронула тему, которую нельзя просто взять и отбросить.

«Кибер урбанистика» – это, все же, больше философия, чем рабочий инструмент. Во многом потому, что технологии и, скажем так, общество пока позволяют лишь немногим людям взаимодействовать с плодами труда «кибер урбанистики». В нашем понимании, «кибер урбанистика» – это послезавтра, хотя и есть много примеров успешных взаимодействий архитекторов и простых горожан в таком формате.

Возможность создавать свои миры или, скорее, изменять их по своим представлениям никого не удивляет в 2019 году. Это можно сделать как в современных мобильных играх, так и в специализированных редакторах. Вопрос только в том, как вы будете использовать полученный результат: для своей ярмарки тщеславия или для продвижения идеи и проекта в массы?

Большинство людей не воспринимает компьютерные игры как инструмент для работы. Родители считают, что игры негативно сказываются на образовательном процессе их ребенка, его личной жизни, самостоятельности и т.д. Окружающие не будут воспринимать серьезно человека, который хвастается построенным домом или сложным механизмом в виртуальной среде.

А, впрочем, много ли людей вы знаете лично, которые могли бы построить что-то реально выдающееся?

Но это все лирика. Суть в том, что самый лучший способ донести информацию до другого человека – это современная компьютерная игра, возможно даже в формате виртуальной реальности (VR). Иначе наш мозг дорисует картинку совершенно не так, как вы думаете.

  • Книжка может быть написана хорошим и складным языком.
  • Фильм снят потрясным режиссером.

  • Музыка написана талантливым композитором.

  • Картина нарисована профессиональным художником.

Но восприятие их каждым конкретным человеком индивидуально. В большей степени, если так можно выразиться. По сравнению с трехмерным миром.

В это и прелесть цифровых развлечений – в большинстве своем они статичны. Каждый их видит ровно так, как видит другой. Если, конечно, у них не сбита по-разному цветовая гамма монитора.

Но нельзя окружить себя картинами моря (или телеэкранами), надеть наушники со звуком морского прибоя и сказать, что ты стал ближе к морю.

Может быть только стадия - здесь и сейчас.

В шлеме VR ситуация меняется. Ты пока еще в реальном мире, но уже можешь взаимодействовать с другим миром как бы через очки. А при наличии контроллеров и датчиков и всем телом.

Как это помогает при проектировании города?

Ты можешь создать город и погулять по его улицам. Как будто ты реально там находишься. На уровне своего роста, разглядывая все городские объекты с того расстояния, как ты предпочтешь. Ощущая своим нутром – человеческий ли это город, или фантазия.

Конечно, игр такого плана в мире очень мало. И там немногая часть сделана кропотливыми руками целых команд из дизайнеров и архитекторов, где градостроительные возможности ограничены или продиктованы особенности игрового окружения.

Одна из них – это нашумевшая, в свое время, Star Citizen. Игра про будущее или скорее про цивилизацию, способную к космическим странствиям. Декорации игры нельзя найти в реальном мире, но она создана под человеческие пропорции, человеческое восприятие и наполнена человеческим духом. И дает возможность реализовывать свои идеи на очень высоком уровне детализации, сопричастности и погружения в виртуальный мир. В том числе благодаря VR.

Другая игра, где есть возможность почувствовать сопричастность – No man’s sky. В ней пока нет поддержки шлема VR, но, возможно, в будущем разработчики выкатят эту возможность.

Она передает дух первооткрывателя и бескрайние просторы. Она гигантская. Ты появляешься на поверхности неизвестной планеты и (чтобы не превращать это в простыню текста) – волен делать, что хочешь:

  • Строить города, да. (и космические корабли, и гигантские космические корабли!)
  • Изучать инопланетный мир – на земле, под землей, в воде и воздухе, да.

  • Находить следы и присутствие иных цивилизаций, да.

  • Изучать языки инопланетян, да.

  • Построить космический корабль и улететь бороздить просторы космоса, да.

В моем понимании – это в большей степени урбанистика, чем какая-нибудь инсталляция на улице. Или красивый домик в виртуальной «песочнице».

Человек должен расти в творческом направлении.

Яркий пример – дроны.

Лет 10 (всего-то) назад снимать фото и видео с большой высоты можно было только с вертолета за приличную сумму. Сегодня, в принципе, любой человек может купить дрон, поднять его на высоту в пару км и снять мир вокруг себя. Или посмотреть на него через шлем VR-глазами дрона.

Впечатляет и захватывает дух. И заставляет людей стремиться к большим вершинам и делать подъем доступнее и массовее для других.

Многим людям достаточно сходить в музей и посмотреть в глаза реплики Джоконды.

А другим хочется большего прорыва.

Создавать виртуальные миры, воссоздать прошлое и будущее. Научиться прогнозировать наш мир и управлять им для нужд человечества.

Вот это и есть «кибер урбанистика» как инструмент переосмысления человеческого вклада через призму виртуального мира.


Читайте также
13 апреля
09:10
День благотворителя: подборка сервисов для пожертвований
20 марта
16:10
Студентка из Санкт-Петербурга разработала собственную игру
20 марта
11:20
«Семью не выбирают»: Учащаяся ЮФУ объявила о старте онлайн-фестиваля «Мы Рядом»