Играем по-крупному: «Масенькие супружеские игры» вернулись в театр Виктюка

Играем по-крупному: «Масенькие супружеские игры» вернулись в театр Виктюка

В театра Романа Виктюка показал «Масенькие супружеские игры». Пьесу поставили по повести польской писательницы Габриэли Златопольской «Козырь». Итальянские маски, польская музыка, афористичные диалоги и надувные крокодилы — рассказываем, чем примечательна восстановленная постановка в театра Виктюка 
30 января
16:30

Источник:

Более 10 лет назад Роман Виктюк поставил первую версию спектакля «Масенькие супружеские игры». Эксклюзивный перевод польской пьесы в театре показывали совсем недолго, затем спектакль взял «паузу» — а после и вовсе исчез из репертуара. В 2022 году состоялось триумфальное возвращение постановки, и в конце октября восстановленные «Масенькие супружеские игры» увидели свет на сцене театра Романа Виктюка.

Две супружеские пары вместе живут в поместье. Пока двадцатилетняя Мушка и тридцатилетний Витольд переживают первый супружеский кризис, Лулу и Толли вовлекают молодоженов в старую семейную игру под названием «брак». Умудренная жизнью Лулу уверена, что брак сродни карточной партии, в которой главное — иметь на руках побольше козырей. «Новичкам» придется усвоить  несколько особых карточных правил — научиться блефовать, освоить искусство шуточного флирта и сберечь свой главный козырь.

Роль Мушки — двадцатилетней наивной роковой соблазнительницы — исполнила Анастасия Якушева. Мушка познавала премудрости супружества прямо на сцене: осознание «главного козыря» семьи приходило к ней вперемешку с преступной страстью,  беспричинными всплесками молодой энергии, и ошибками горячего сердца. Пока Лулу упрекала молодую соперницу в отсутствии темперамента, Мушка своими решениями и мечтами доказывала: порох в пороховницах — есть! Характер Мушки привлекает простотой, снабженной польскими нотками интриги — ее игривость позволяет не просто играть на сцене, но и воплощать молодость, возбуждать вкус к беззаботной жизни, не обремененной прозой быта.

 1675085469_snimokekrana20230128v130425png.png

Иронично, но именно прозой быта увлечен «любовный» интерес молодой супруги — Анатоль. Роль кузена-ипохондрика исполняет Олег Исаев. Анатоль — профессиональный соблазнитель и врун, романтика и мечтательность которого ограничиваются узкими рамками слов. Герой познает контраст между старостью и мимолетной страстью, стремлением к обретения тихого счастья у очага и любовными авантюрами. Местами порывист и мечтателен, местами — раздавлен неумной женской энергией.

Анатоль появляется на сцене в амплуа старого ловеласа — он называет Мушку «королевой бабочек», а своей манерой пошлого флирта загоняет героиню и первые сцены в метафорический «плен» опытности и банального сценария измены.

Мушка, как и полагается бабочке в клетке, бьется за свою свободу — и в конце концов на время подчиняет себе хитроумного паука и даже ненадолго становится хозяйкой его паутины.

Его супруга, Лулу, относится к новой «жертве» мужа со снисхождением. Роковая кокетка в исполнении Любови Погореловой конкурирует с молодостью и горячностью Мушки. Арсенал старой соблазнительницы состоит не только из карт с любовными премудростями, но и из мудрёной тактики и стратегии. Лулу управляет остальными персонажами пьесы как кукловод — и опытная Людмила Погорелова отыгрывает образ карточного гуру с нескрываемой иронией. 

1675085516_snimokekrana20230128v130402png.png 

Уж она-то знает — скоро роковая интриганка Лулу потеряет контроль над маленькой интрижкой своего мужа, и ей придется действительно постараться, чтобы спасти свое семейное счастье. Настоящая наивная Лулу прячется за оболочкой роковой паучихи — актриса меняет амплуа роковой красотки и любящей жены также, как и костюмы. Это “переодевание” происходит прямо на сцене – и невольные свидетели  женской слабости не могут не отметить, что резкие перемены в образе  отлично удаются актрисе.

Молодой Витольд, кузен Лулу и хозяин поместья, до последнего не понимает, насколько искусная карточная игра разворачивается в его доме. Образ практичного простачка воплощает Игорь Неведров. 

Нечаянные влюбленности и до зубовного скрежета изученные привычки –  лишь часть пути к обретению  эфемерного семейного счастья с привкусом горечи искусанных губ. Искрометные диалоги, пустые мечтания, страхи и надежды занимают два с половиной часа. Игру человеческих душ, которая длится более двух часов, едва ли можно назвать “масенькой”. На классические карты тоже совсем не похоже: в театрализованной партии герои кидаются надувными крокодилами, крутят обручи, изображают стук капель дождя целлофановыми пакетами – и продолжают оставаться в меру игривыми и в меру серьезными.

“Это спектакль о зыбкости человеческих связей и о том, как сохранить в себе человека, несмотря на изначально животную сущность каждого из нас,” – рассказывает режиссер спектакля. – “Ведь именно для того, чтобы человек, поддавшись низменным инстинктам, — даже скрытым под маской изысканного греха — не разрушил самого себя и не привел к гибели своих близких и любимых, и существует моральный закон”.


Читайте также
25 апреля
15:15
В Театре Вахтангова состоялась премьера «Севильского цирюльника»
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений