На Новой сцене театра имени Евгения Вахтангова очередная грандиозная премьера – спектакль «Королева-мать» по пьесе итальянского драматурга Манлио Сантанелли в постановке народного артиста России Сергея Ивановича Яшина. В ролях: народная артистка РСФСР Людмила Васильевна Максакова и Владимир Логвинов, студенты Театрального института имени Бориса Щукина – Матвей Глинчевский и Даниил Каплинский.
За последние два театральных сезона это вторая работа Сергея Яшина с Людмилой Максаковой – в марте 2022 года состоялась премьера «Мастер-класса» по пьесе американского драматурга Терренса Макнелли. А первой работой режиссера на сцене театра Вахтангова стал спектакль «Посвящение Еве» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта, премьера которого состоялась в апреле 1999 года. Более двадцати лет в спектакле играли народный артист СССР Василий Семенович Лановой и народный артист России Евгений Владимирович Князев.
Первое появление Реджины (Людмила Максакова) в пышной красной юбке и карнавальной маске в сопровождении Альфредо (Владимир Логвинов), а также Арлекина (Матвей Глинчевский) и Скарамуша (Даниил Каплинский) напоминает зрителю комедию дель-арте, в которой ключевыми образами являются персонажи-маски. Однако на смену быстро приходит внезапное драматичное появление в доме Реджины сына Альфредо. В его жизни наступило отчаяние – увольнение с работы, уход жены, проблемы со здоровьем. Единственная надежда – это мать, которая могла бы стать для него прочной опорой.
Важно отметить параллели двух спектаклей Сергея Яшина – это «Посвящение Еве» и «Королева-мать»: первые сцены спектаклей начинаются с приезда одного из действующих лиц (в «Посвящении Еве» к знаменитому писателю Абелю Знорко (Василий Лановой) приезжает Эрик Ларсен (Евгений Князев). В обоих спектаклях герои одеты в длинные пальто, что говорит о внутренней закрытости, недосказанности каждого. И все они хотят услышать друг от друга правду, которая станет переломной в их судьбе. Абель Знорко произносил такую фразу о понимании правды: «Ложь приятна и художественна, она изображает то, что должно быть, а правда ограничивается тем, что есть».
В центре внимания «Королевы-матери» оказываются напряженные диалоги двух близких людей, которые за несколько лет стали совершенно чужими. «Человек одинок, но он не всегда знает об этом» - произносит свой монолог об одиночестве Альфредо, который с самого детства не был избалован родительской любовью. Он приезжает к матери, чтобы следить за ее состоянием здоровья, а заодно и собрать материал для будущей книги – Альфредо ведет дневник о жизни и смерти своей матери. Однако его состояние здоровья оказывается намного слабее, и он вынужден постоянно принимать транквилизаторы, а сам герой отмечает, что здоровье – это результат всего хорошего и плохого, что было в жизни у человека.
Сценография спектакля (Елены Качелаевой) решена в черно-белом цвете. Лишь несколько ярких «мазков», которые акцентируют внимание зрителей – это красочные костюмы Арлекина и Скарамуша, красный свитер, который Реджина связала Альфредо ко дню его рождения и красный цвет печатной машинки, явившейся одной из причин выяснения отношений между сыном и матерью, которая, в свою очередь, тоже вела дневник о сыне. Все время на сцене присутствуют важные элементы декорации – это три белые статуи, представляющие собой королеву, короля (супруга Реджины) и их сына. Они перемещаются по сцене, соединяются или наоборот расходятся в разные стороны, изображая присутствие в доме отца Альфредо, о котором на протяжении всего спектакля только и говорит Реджина. Его давно нет в живых, но ее любовь к нему настолько велика, что она не замечает достоинства своих детей. Возможно, что всю свою любовь героиня так и отдала мужу, ведь он был великим человеком, а жизнь с гением – это большое мужество.
Особую роль в спектакле играют подвешенные декорации – воздушный шар, самолет и акула. Они воплощают в реальность истории, которые рассказывают друг другу Реджина и Альфредо. Эти рассказы гиперболизированы, мистифицированы, стараются задеть за живое чувства людей, которые много в жизни получали ударов судьбы, а сейчас у них появилась возможность все высказать. Белый корабль жизни с парусом и штурвалами напоминает о долгом плавании, которое может осуществляться как по течению, так и против, сопровождаться штормом, бурей и штилем.
Людмила Васильевна гениальна – она невероятно сочетает в себе несколько образов различных женщин, близких каждому зрителю: в ней переплетаются власть и смирение, эгоизм и нежность, любовь и ненависть, ирония и страдание. Каждая сказанная ею фраза моментально находит отклик сидящих в зале и оставляет след в душе каждого.
Соответствующим партнером недосягаемой высоты Людмилы Максаковой является Владимир Логвинов, наделивший своего Альфредо страданием, болью, в меру сарказмом, где-то он абсолютно равнодушный, а где-то заботливый и все же умеющий любить.
В свой очередной день рождения Альфредо хочет начать всю жизнь сначала, перечеркнуть все годы страданий. Реджина дарит ему вязаный свитер, который совершенно большой по размеру, но сделан со всей пылкостью материнской любви. Однако возможно ли отогреть душу человека, который давно потерял веру в жизнь? Альфредо пытается восстановить детские воспоминания, воссоздает мелом дом, в котором столкнулся с первыми жизненными горестями, так и сопровождающие его на протяжении многих лет. Его обвинения о несостоявшейся жизни звучат в адрес матери большим упреком.
Финал спектакля оказывается для зрителя неожиданным. С уходом Альфредо недопонимание и напряженные отношения с матерью все равно останутся. Они не смогут больше контактировать физически, но душевные терзания будут беспокоить каждого из них.
Сергей Иванович Яшин:
«Эта история взаимоотношений родителей и детей имеет глубокие корни, она никогда не сможет иссякнуть, забыться. Она присутствует в нашей жизни».
Он отметил совместную творческую работу с Людмилой Максаковой: «Удивительная способность Людмилы Васильевны присвоить, казалось бы, чужую жизнь, совместить ее со своей жизнью. Вся наша работа связана с замечательным мастером – Людмилой Васильевной Максаковой». Говоря о своей работе над ролью, Людмила Васильевна подчеркнула, что «человек – это сгусток энергии, а спектакль – это обмен энергией».