Премьера «Нахлебника» в театре Евгения Вахтангова

Премьера «Нахлебника» в театре Евгения Вахтангова

29 мая
23:45

Источник: Марина Янчева

На Симоновской сцене театра имени Евгения Вахтангова состоялась 10-я по счету в этом театральном сезоне премьера спектакля «Нахлебник» в постановке Анны Горушкиной.

Анна Александровна Горушкина поставила уже три спектакля на двух сценах Вахтанговского театра с разностью в два года — «Платонов. Рассказы» (2019), «Рождество на чердаке» (2021) и «Нахлебник» (2023).

Пьеса И.С. Тургенева «Нахлебник» в 1849 году была запрещена, а в 1857 году была опубликована под названием «Чужой хлеб. Комедия в двух действиях». Несколько позже был издан еще один вариант для бенефиса М.С. Щепкина, однако комедия снова не прошла проверку на цензуру.

Атмосферой спектакля зритель проникается уже при входе в зрительный зал. Его встречает Васька (Виталий Иванов), который любезно с каждым здоровается, при этом проверяя реквизит и декорации. Помимо этого, он расчерчивает мелом квадратики для игры в классики – предлагает зрителям поиграть и хотя бы на несколько секунд вспомнить детство. Создается ощущение простой деревенской жизни, где все люди – братья с открытой и чистой душой. И в спектакле ведутся диалоги именно о человеке, о том, как важна каждая человеческая жизнь вне зависимости от статуса в обществе и финансового положения.

1685393423_dsc0967jpg.jpg

Спектакль поставлен «сильно по мотивам», так как из пьесы были выбраны основные моменты, касающиеся судеб главных героев, чтобы показать, насколько быстро может измениться жизнь человека. Главный герой Василий Семеныч Кузовкин (народный артист России Андрей Ильин) вынужден практически всю жизнь проживать «на хлебах» у богатого помещика Петра Корина. Кузовкин – типичный «маленький человек», обладающий огромным смирением, кротостью, страхом перед людьми, которые могут всячески издеваться над ним.

1685393456_dsc0323jpg.jpg

Василий Семеныч безумно рад, когда в свое родовое имение приезжает Ольга Петровна Елецкая (Полина Рафеева; Елизавета Палкина) вместе с супругом Павлом Николаевичем Елецким (Евгений Кравченко). Прекрасно передано ощущение трепета, суеты в доме, когда живущие в нем узнали о приезде нового хозяина – белой скатертью накрываются столы, долгожданных гостей из Петербурга встречают с хлебом и солью. Какое счастье испытывает Кузовкин при виде Ольги Петровны, он приносит ей куклу как воспоминание о детстве, когда они вместе играли и проводили много времени вдвоем. Ведь ее отец и мать умерли рано, девочка была еще совсем ребенком, а Василий Семеныч заменил ей отца. С теплотой к воспоминаниям возвращается и сама Елецкая – начинает играть в классики, при этом приговаривая стишок, который уже забыла, но Василий Семеныч помогает ей, ведь он помнит каждую деталь их проведенного совместного времени. Ольга Петровна позабыла даже отчество Василия Семеныча, называя его Петровичем, однако Кузовкин не обижается, а напротив, гордится, что Елецкая не позабыла его и даже мужу представила.

1685393545_dsc0418jpg.jpg

За завтраком сосед Флегонт Александрыч Тропачев (Александр Галочкин), Елецкий вместе с лакеем Петром (Данила Гнидо) всячески пытаются напоить Кузовкина, издеваются над ним, унижают, считают его придворным шутом. Сам того не желая, Василий Семеныч говорит, что Ольга – его дочь. Он хранил эту тайну больше 20 лет и должен был вместе с ней умереть, поэтому, конечно же, он не хотел когда-либо ее раскрывать. Затем между Кузовкиным и Елецкой звучат сильнейшие диалоги, которые сопровождаются звуком струн балалайки Васьки, так как задеты струны человеческих душ – они словно рвутся внутри каждого героя. Василий Семеныч так и уедет, оставив в кармане деньги, которые ему отдала Ольга Петровна. Он любил и продолжает любить дом, в котором когда-то его приютили, но он не смеет возразить на чужие упреки.

1685393574_dsc0305jpg.jpg

Большую роль в спектакле играют яблоки – создают атмосферу осени, душевных терзаний, грусти, тоски не только во внешнем проявлении, но и во внутреннем – поздняя осень с переломными моментами наступает и в доме Елецких, и в жизни каждого персонажа. Важно отметить колоссальную работу постановочной части спектакля – сценография (Елена Киркова), костюмы (Андрей Климов), необыкновенный свет (Руслан Майоров), музыкальное оформление (Артём Тульчинский), погружающие в атмосферу Тургеневского быта и помогающие артистам.

1685393640_dsc0066jpg.jpg

При этом затрагиваются темы, которые особенно актуально звучат в наши дни. Одной из них является социальное неравенство – безнравственное отношение к тем, у кого меньше достаток, а также появление мнения, что жизнь таких людей ничего не стоит, поэтому их можно всячески унижать. Анна Горушкина: «Растоптали хорошего человека, единственного здесь для меня дворянина и единственного человека с достоинством».

Режиссер также добавила:

«Хочется, чтобы в первую очередь люди ценили человека».

Говоря о пьесе И.С. Тургенева, Андрей Ильин подчеркнул: «Тургенев выписывает такую точность взаимоотношений между героями, что просто туда ныряешь и чувствуешь себя как рыба в воде. Он замечательный, прекрасный, очень чутко знал и чувствовал взаимоотношения между людьми, чувствовал человека».

1685393682_dsc0899jpg.jpg

Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева

Читайте также
25 апреля
15:15
В Театре Вахтангова состоялась премьера «Севильского цирюльника»
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений