Рецензия на спектакль «Вероника решает...» в театре «Модерн»

Рецензия на спектакль «Вероника решает...» в театре «Модерн»

«Вероника решает...» – смелая фантасмагория на тему смысла жизни от режиссёра Юрия Грымова.
13 марта
19:00

Источник: Пресс-служба театра «Модерн»

В марте в театре «Модерн» проходят премьерные показы постановки Юрия Грымова «Вероника решает...» по мировому бестселлеру Паоло Коэльо «Вероника решает умереть». Подробнее о спектакле в рецензии Александры Соколовской:

 1710345796_2jpg.jpg

Смелая фантасмагория на тему смысла жизни от режиссёра Юрия Грымова

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может. Как хорошо, что среди нас, когда-то жил Жан-Поль Сартр!» – скажет один из героев премьерного спектакля Юрия Грымова «Верника решает...». Пусть эти слова станут отправной точкой этой статьи. Потому что эта идея станет главной движущей силой на пути, который предстоит пройти всем героям постановки.

Насыщенной, продуманной, динамичной кажется жизнь сегодня. Такой же она казалось вчера. Бегая на перегонки с рутиной, редко кто остановится, чтобы задать себе – казалось бы – очевидный вопрос: куда я гонюсь и действительно ли мне это важно? Ведь всё уже во многом предрешено, есть определённая дорога, известна очередность действий, и остаётся только бежать со всеми и бежать как все. Но находятся те, кто тормозят .  Внезапная пауза в погоне обладает как убийственной, так и лечебной силой. Человек, которому становится очевидным нежелание подчиняться комфортной рутине, обнаруживает в себе ту самую «дыру размером в Бога». Эту внутреннюю пустоту при внешнем изобилии каждый заполняет по-своему. Кто-то начинает искать, а кто-то сдаётся. С теми, кто по какой-то причине сдался, и знакомит зрителя новая постановка театра «Модерн».

1710345939_5jpg.jpg

Режиссёр – Юрий Грымов – допускает весьма вольную интерпретацию оригинального текста Паоло Коэльо. Несмотря на то, что многие сюжетные линии заметно искажены, это нисколько не влияет на восприятия авторского смысла известного бразильского романиста. Спектакль «Вероника решает...» - вспышка впечатлений от литературного произведения, сочленённая с весьма смелыми визуальными, идейными, повествовательными дополнениями самого режиссёра.

В центре истории – Вероника (Анастасия Сычева), решившая совершить самоубийство. Её попытка наглотаться снотворным и уснуть вечным сном не оказывается успешной, и она попадает в психиатрическую клинику. Оказавшись в больнице, девушку не встречают лица в белых халатах, как обычно это происходит. Её проводниками в мир душевнобольных становятся бог солнца Ра (Дмитрий Бозин) и бог луны и мудрости Тот (Александр Колесников). Девушке озвучивают «приговор», что снотворные оказали настолько губительный эффект на её организм, что ей осталось прожить всего 7 дней. В клинике Вероника знакомится с борющейся с депрессией Зедкой (Жанна Чирва), прячущейся от реального мира Мари (Мария Орлова), и страдающим от шизофрении Эдуардом (Лев Смирнов). Вместе с ними и в познании их проблем Вероника проживает свою последнюю неделю. Вместе с ними она обретает новый смысл. Героям предстоит признать переосмыслить «безумство», под новым углом посмотреть на прошлое и найти «живительный ключ» не только в своём внутреннем, но и во внешнем мире. 

Манера постановок в «Модерне» предполагает экстравагантность и аллюзии на волнующие абсолютно каждого человека темы. Сценография, костюмы, музыкальное, световое сопровождение досконально проработаны и обладают самодостаточностью. Мир буквально переворачивается на сцене во втором действии. Даже вплетённые в сюжет  древнеегипетские боги , которых нет в книге, органически вписываются в историю. Они звучат как лейтмотив напоминания, что день и ночь, что жизнь и смерть всегда рядом, и всегда готовы сменить друг друга.1710346144_6jpg.jpg

Главное в этой режиссёрской интерпретации – явное желание до конца исцелить героя, а вместе с ним и зрителя. Каждый смысловой блок постановки наполнен самой настоящей любовью ко всему миру и ко всему человечеству. Это звучит патетично, но так и есть. И если уж говорить на такие глобальные темы, то смело, ярко и амплитудно. К чему и стремится Грымов.

Спорный вопрос: стоит ли читать оригинальный роман Коэльо перед просмотром спектакля? В случае незнания текста многие эпизоды могут удивить своей правдоподобностью и узнаваемостью (хоть они и представлены в гротескной форме). Местами может возникнуть чувство, что говорят про нас самих, а не про литературный мир Коэльо.

«Вероника решает...» -  впечатляющий жест режиссёра Юрия Грымова в адрес жизни, театра и внутренней свободы.

спектакль «Вероника решает...» (реж. Юрий Грымов), фотограф: Ксения Плакунова спектакль «Вероника решает...» (реж. Юрий Грымов), фотограф: Ксения Плакунова
спектакль «Вероника решает...» (реж. Юрий Грымов), фотограф: Ксения Плакунова спектакль «Вероника решает...» (реж. Юрий Грымов), фотограф: Ксения Плакунова
спектакль «Вероника решает...» (реж. Юрий Грымов), фотограф: Ксения Плакунова спектакль «Вероника решает...» (реж. Юрий Грымов), фотограф: Ксения Плакунова

Читайте также
16 мая
11:00
В Студии театрального искусства показали спектакль «Москва-Петушки»
16 мая
10:30
Искусство манипуляции: как прошел спектакль «Опасные связи» в Школе драматического искусства
09 мая
20:00
«На дне» Рублевки: театр «Модерн» представил свою интерпретацию пьесы Горького