Сценический мир Пушкина: отражение времен и судеб в постановке «Повести Пушкина»

Сценический мир Пушкина: отражение времен и судеб в постановке «Повести Пушкина»

29 марта
17:30

Источник: Олеся Кудина

Главный режиссер Театра Вахтангова Анатолий Шульев представил спектакль «Повести Пушкина». Основанная на произведениях великого поэта постановка включает в себя четыре из пяти повестей из цикла «Повести Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель» и «Станционный смотритель». Каждая из них была интерпретирована режиссером как отдельное время года, отражающее настроение и события в жизнях главных героев.  

В каждой истории зрителя ждет что-то особенное. Начиная с «Барышни-крестьянки», где поэтический текст прекрасно дополняет прозу и создает неповторимый образ, до «Станционного смотрителя», где актерская игра и режиссерское видение погружают зрителя в мир одиночества главного героя. 

«Пушкин, как настоящий романтик, преломляет в своем воображении реальную жизнь, идеализируя её и наполняя особой красотой. Пушкин очень содержательный, таинственный. И эти тайны хочется разгадывать. За простым фасадом много чего спрятано. Мы будем говорить о времени, и ключевой посыл всей истории — мысль о том, что за смертью всегда следует новая жизнь, и этот круговорот вечен», — отметил Анатолий Шульев. 

Художник Максим Обрезков создал удивительную сценографию. На сцене три гигантские корабельные сосны, словно свидетели судеб героев, устремлены ввысь, создавая особую атмосферу времени и пространства. Эти столетние свидетели становятся фоном для разворачивающихся на подмостках историй любви, страданий, дуэлей и разлук. Особенно впечатляющими становятся сцены, где сценография буквально оживает перед глазами зрителей: красный закат и осенний листопад, умиротворяющий зимний пейзаж и завораживающая метель.  

«Барышня-крестьянка» стала первой повестью, окунувшей зрителей в атмосферу весны и юности, наполненную ожиданием любви и радостью живого общения. Неспроста именно Лиза (Анна Чумак), символ живости и легкости, стала центральной фигурой этой части спектакля. Её простота и непосредственность ощущались в каждом её жесте, слове и дыхании, вдохновляя зрителей своей свежестью. Образ героини наполнен внутренними противоречиями и стремлением найти свое счастье. 

Встреча Лизы и Алексея в роще становится точкой пересечения двух миров, двух судеб, которые начинают сливаться воедино под влиянием их чувств и эмоций. Сердца молодых людей откликаются друг на друга, их любовь оказывается сильнее любых преград и трудностей. 

«Барышня-крестьянка» не только отражает вечные ценности любви и искренности, но и показывает, что истинная сила человеческих чувств способна преодолеть любые препятствия и трудности.  

Вторая повесть «Выстрел» поражает зрителей своей эмоциональной напряженностью. Главный герой, Сильвио, воплощенный на сцене актером Александром Горбатовым, заставляет зрителей задуматься о мести и справедливости. 

Сильвио — образ с внутренним конфликтом, который сталкивается с жаждой мести и желанием первенства. Его непреклонная борьба за победу пронизывает всю повесть, не оставляя места для радости и удовлетворения от мелочей жизни. Для героя важно лишь доказать свою силу и превосходство, что лишает его истинного смысла жизни. 

Александр Горбатов убедительно передает все нюансы этого сложного образа. Его лицо, жесты и интонации говорят сами за себя, заставляя зрителя проникнуться судьбой главного героя. 

Завершая свою жизнь в поисках мести и победы, Сильвио оставляет за собой лишь пустоту, показывая, что истинное счастье не может быть достигнуто через жажду мести и первенства.  

Одной из самых запоминающихся повестей стала «Метель». Маша (Полина Рафеева) и Владимир (Семен Арзуманов) скрывают свою любовь, планируя скрытый брак. Герои, приняв решение обвенчаться в тайне, не ожидали, что метель изменит ход их судьбы. Снежные хлопья, кружащие в вихре стихии, словно пророчат страшные испытания, которые герои вынуждены пройти. Метель становится символом не только природной силы, но и вмешательства судьбы, навевая тень предназначенного. История героев уникальна и зыбка, как снежные вихри, но, как оказывается, управляема не только ими самими. В их судьбы вмешивается незнакомец Бурмин, который принял на себя роль жениха. Сцена, где Маша осознает, что перед алтарем стоит не тот, кого она ждала, наполнена глубокой болью и разочарованием. Крик «Это не он! Это не он!» звучит как отчаянное воззвание к судьбе, и актриса передает это чувство с потрясающей интенсивностью. Полина Рафеева очень точно погружает зрителя в душевные муки ее персонажа, словно мы сами оказываемся в центре этой запутанной сюжетной сети. 

Однако время неумолимо и спустя годы Маша и Бурмин вновь пересекаются. Раскрывается тайна прошлого, и сердца героев наполняются новыми чувствами, которые оказываются сильнее времени и обстоятельств. Их любовь становится неотъемлемой частью природной силы.

И хотя в самом произведении не дан ответ на вопрос о том, будут ли они вместе в будущем, каждый зритель может додумать свой финал для этой любви. Ведь именно в этом заключается сила и величие истории Маши и Бурмина — в ее бесконечности и непредсказуемости.

«То, что предназначено судьбой, что предначертано, оно обязательно придет», — отметила Полина Рафеева. 

Последняя часть спектакля «Станционный смотритель» — это история об одиночестве, потерях и отчаянии, которая заставляет зрителя задуматься о смысле жизни и значимости семейных уз. Главный герой Самсон Вырин становится воплощением трагедии обычного человека, лишенного поддержки и понимания. 

Актерская игра Александра Рыщенкова заставляет зрителя переживать каждую минуту разлуки отца и дочери. Самсон, который посвятил всю свою жизнь Дуне, готов преодолевать любые преграды ради того, чтобы вновь увидеть ее. Решение героя отправиться пешком в Петербург, чтобы вернуть дочь из объятий другого мужчины, вызывает сильное сочувствие у зрителя. 

История Самсона напоминает нам о том, что судьба может быть безжалостной к обычному человеку, и даже самые глубокие чувства не всегда способны изменить ход событий. Меланхоличная атмосфера спектакля заставляет задуматься о ценности семейных уз и о том, как важно быть для кого-то настоящим поддержкой и опорой. 

Спектакль не только открывает новые грани отечественной классики, но и заставляет задуматься о жизни, любви, взаимоотношениях между людьми. А режиссерское решение Анатолия Шульева придает повестям новое, современное звучание, заставляя зрителей переживать каждую историю вместе с героями на сцене. 


Читайте также
04 мая
19:45
«Взрослые игры», или как превратить банкет в катарсис
03 мая
23:00
Премия «Золотая маска» : Машков о трудных временах, награждение Касаткиной, Петровой и Людмилы Максаковой
03 мая
14:25
В Москве состоялось вручение специальной премии «Золотая Маска»