4 мая выдающемуся режиссеру, педагогу Леониду Ефимовичу Хейфецу исполнилось бы 90 лет.
«Оглядываясь назад, понимаю, что жизнь не делится на куски и этапы, это всегда одна дорога, наше богатство зависит от того, сколько мгновений счастья мы смогли собрать и сохранить в своей душе. Не так уж и мало, оказывается», — говорил Хейфец.
Хейфец изначально не собирался стать режиссером. После окончания политехнического училища он поработал инженером на заводе. Однако страсть к театру привела его в актерскую студию при Белорусском государственном академическом театре им. Янки Купалы, которую он успешно окончил в 1958 году. Понимая, что душа принадлежит искусству, Хейфец отправился из Минска в Москву, где поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Его педагогами были выдающиеся Мария Кнебель и Алексей Попов.
С 1963 по 1970 годы Леонид Хейфец работал режиссером в Центральном театре Советской армии, где поставил ряд успешных спектаклей, к примеру, «Мой бедный Марат» и «Дядя Ваня». Позднее он продолжил свою карьеру в Государственном академическом Малом театре, где его работы, такие как «Король Лир» и «Ретро», получили признание зрителей и критиков.
С 1988 по 1994 годы Хейфец возглавил Центральный академический театр Российской армии, продолжая радовать зрителей новыми постановками, такими как «Павел I» и «Маскарад».
В последние десятилетия своей жизни он сотрудничал с Московским академическим театром им. Владимира Маяковского, где его спектакли до сих пор радуют зрителей. В репертуаре театра можно найти пять постановок, созданных под руководством режиссера: «Не все коту масленица» Александра Островского, «Цена» и «Все мои сыновья» Артура Миллера, «Отцы и сыновья» Брайана Фрила и «Пигмалион» Бернарда Шоу.
Спектакли Хейфеца всегда поражали своей глубиной и новаторским подходом к классическим произведениям. Он создавал уникальные постановки, которые волновали и трогали сердца зрителей. Его творчество было источником вдохновения для многих.
«Самая главная школа для режиссера и артиста – жизнь», — говорил Леонид Хейфец. Он придавал огромное значение умению видеть и чувствовать окружающий мир, а также качеству сострадания. Считая учителей ключевыми фигурами в формировании творческой личности, Хейфец благодарил своих наставников за переданное знание и мудрость.
Фотограф: Михаил Терещенко
Одним из ключевых аспектов творчества Леонида Хейфеца было его отношение к театру. Он считал театр не просто местом работы, а своим домом. В одном из интервью он отметил:
«Вы знаете, я к театру отношусь благоговейно. Конечно, у меня есть какой-то идеал театра, над которым сейчас смеются, высмеивают, говорят, что он уже устарел и это невозможно… Но все равно я считаю, что театр — это дом».
Эта глубокая привязанность к искусству театра прослеживалась в каждой постановке Хейфеца, делая его работы яркими и запоминающимися.
Не менее важным аспектом было преподавание Хейфеца. Он не только создавал потрясающие спектакли, но и передавал свой опыт и знания следующим поколениям талантливых театральных деятелей. Он преподавал в Высшем театральном училище им. Щепкина и ГИТИСе, где выпустил не один курс.
Коллеги и друзья, которые имели удовольствие работать с Леонидом Ефимовичем, вспоминают его как человека полного энергии и страсти к искусству.
Фотограф: Илья Питалев
Народный артист России Игорь Костолевский подчеркнул, что самой важной составляющей жизни Леонида Хейфеца была любовь. Любовь к театру, к ученикам, к жизни и к семье — все это составляло его мир и вдохновляло на творчество.
«Вот я так думаю, что было самой доминантой его жизни? Это, конечно, любовь. Это была любовь, бесконечная любовь к театру, бесконечная любовь к своим ученикам. Это бесконечная любовь к жизни и, конечно, это любовь к его семье», — пояснил Игорь Матвеевич.
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский называл Хейфеца великим режиссером и театральным педагогом, особо подчеркивая его профессионализм и умение ставить эпохальные спектакли.
«Леонид Ефимович был и великим режиссером, поставившим спектакли, которые стали эпохальными, — это „Смерть Иоанна Грозного“, „Павел I“, и великим театральным педагогом. Это совершенно разные профессии, которые Хейфец соединял», — сказал Заславский.
Народная артистка Ольга Прокофьева отмечала, что для Хейфеца самым важным было работать с актерами. Он стремился раскрыть внутренний мир артиста, делая акцент на глубине и простоте в выражении.
«Для него самое главное — это работа с актером. От него никогда не услышишь то, что часто приходится слышать от современных режиссеров, которые говорят: «Как ты справишься с ролью — это твое дело». Для Леонида Ефимовича важно «расцарапать» артиста изнутри, чтобы появилась глубина. Я бы сказала, что он приближается к гениальной простоте», — отметила Ольга Евгеньевна.
Режиссер Нина Чусова, ученица Хейфеца, отмечала, что занятия с мастером не подчинялись жесткому расписанию — если он увлекался чем-то, он отдавал этому всю свою энергию и время.
«Он всегда энергичным человеком был, неугомонным, даже скажу. Занятия с ним не были регламентированы по времени — если он начинал чем-то увлекаться, то это было до конца», — рассказывала Чусова.
Народный артист России Игорь Ясулович выразил благодарность за возможность поработать с Хейфецем и отметил его тонкость как режиссера.
«Пока мы еще здесь, он никуда не уходит, он с нами. Замечательный человек, замечательный режиссер, тонкий. Я счастлив, что мне довелось играть в спектакле, который он поставил», – говорил Ясулович.
Последней работой Леонида Ефимовича стал спектакль «Пигмалион», поставленный в 2017 году. История «Пигмалиона» рассказывает о превращении простой девушки в элегантную леди под влиянием профессора фонетики. Однако главная идея спектакля заключается не только в изменении внешности и поведения героини, а в развитии её внутреннего мира.
Леонид Хейфец смог подчеркнуть актуальность и глубину произведения Бернарда Шоу, обращая внимание на важные темы человеческого достоинства, иллюзий о внешнем блеске и истинных ценностях. Сложность отношений между главными персонажами, их внутренние драмы и конфликты убедительно раскрываются на сцене благодаря участию опытных и талантливых актеров.
Ольга Прокофьева, исполняющая роль мамы профессора Хиггинса, выделяет важность открытого и многозначного финала пьесы, который заставляет зрителей задуматься о жизненных ценностях. Для актрисы Хейфец стал наставником и вдохновителем, привносящим в театральное искусство свежий взгляд и новые темы для обсуждения.
«Наш «Пигмалион» поставлен безумно интересно. Именно с тем финалом, с которым видел его автор пьесы Бернард Шоу. Все не заканчивается розовым счастьем. Финал — отрытый, заставляющий думать и спорить над этим произведением», — подчеркнула Ольга Прокофьева.
«Пигмалион» не только увлекает зрителей своей динамикой и искрометными диалогами, но и заставляет погрузиться в глубокие размышления о человеческой сущности, жизненных ценностях и истинной красоте души.
Сам Леонид Хейфец подчеркивал актуальность «Пигмалиона» в современном мире, где важно понимание человеческого достоинства и глубоких ценностей.
«Пьеса говорит о серьезных вещах. О человеческом достоинстве, о понимании того, что есть внешняя жизнь, которая кажется ослепительной и прекрасной, а на самом деле за этим кроется пустота», — говорил режиссер.
В последние годы жизни Хейфец работал над спектаклем «Вишневый сад» по Чехову. Шли репетиции, и все казалось готовым к премьере, когда внезапно мир охватила пандемия коронавируса. Эта неожиданная угроза не только остановила театральную деятельность, но и лишила Хейфеца возможности представить свое видение «Вишневого сада» зрителям.
Это был уже шестой раз, когда Хейфец обратился к этой великой пьесе. Предыдущие постановки проходили в разных странах и на разных сценах: от Москвы до Киргизии, от Турции до Польши.
Прошло два года с тех пор, как мир покинул талантливый режиссер (Хейфец ушел из жизни 18 апреля 2022 года), но его наследие живет в наших сердцах и мыслях. Леонид Хейфец был не просто творцом, он был вдохновением, воплощением искусства в его самой чистой и сильной форме. Его работы — это не просто спектакли, это истории, которые переплетаются с нашей жизнью, вызывая эмоции и размышления. Режиссер обладал уникальным талантом и чувствовал время, оставаясь верным своим принципам и идеалам театра. Леонид Ефимович останется вечно живым в мире искусства, напоминая нам о величии человеческого дара и страсти к творчеству.