В Театре Вахтангова рассказали о путешествиях Максима Горького в спектакле «По Руси»

В Театре Вахтангова рассказали о путешествиях Максима Горького в спектакле «По Руси»

06 мая
16:15

Источник: Марина Янчева

Театр имени Евгения Вахтангова представил в пространстве Симоновской сцены заключительную премьеру текущего театрального сезона. Более 90 лет назад Максим Горький передал вахтанговцам пьесу «Егор Булычов и другие», по которой в 1932 году Борис Захава поставил одноименный спектакль с Борисом Щукиным в главной роли. За свою историю театр не раз обращался к произведениям Горького, и теперь режиссер Павел Пархоменко решил поставить спектакль «По Руси» в собственной инсценировке.

Римас Туминас говорил, что Симоновская сцена – это театр литературы, в котором спектакли должны быть основаны на литературном прозаическом материале. В спектакле единой цепью выстроен путь Максима Горького: его первые писательские шаги, а затем становление как личности, так и профессионала. Павел Пархоменко подчеркнул:

«Горький становится частью великой русской интеллигенции».

1715001422_dsc0097jpg.jpg

Спектакль «По Руси» состоит из пролога, эпилога и нескольких рассказов, сменяющих друг друга стремительно несущимся паровозом, отражающимся в глубине сцены. Невольно вспоминается цитата Николя Гоголя из «Мертвых душ»: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Повествование в спектакле начинается с самоубийства Максима Горького, а затем он словно заново рождается перед зрителями совсем юношей и начинается свое путешествие по Руси.

Один за другим предстают рассказы «О первой любви», «Нилушка», «На пароходе», «Страсти-мордасти», «На соли», «Кладбище», «Тифлис. Первая публикация», «Иегудиил Хламида». Заканчивается сценический путь писателя среди Федора Ивановича Шаляпина (Василий Цыганцов), Льва Николаевича Толстого (заслуженный артист России Олег Форостенко), Софьи Андреевны Толстой (заслуженная артистка России Наталья Масич), Константина Сергеевича Станиславского (Иван Захава), Антона Павловича Чехова (Сергей Барышев), Леонида Николаевича Андреева (Василий Цыганцов), Ильи Ефимовича Репина (Евгений Кравченко).

1715001456_dsc0243jpg.jpg

Максима Горького в спектакле играет Василий Симонов, наполненный богатым внутренним содержанием, вдумчивостью, милосердием, состраданием, присущими писателю. Вначале действия звучит фраза Сатина из пьесы Горького «На дне»:

«Человек – это звучит гордо!»

Этим выражением можно описать самого писателя, который был не такой, как все. С самого начала ему трудно было жить, он искал человеколюбия в мире и в окружающих его людях. Максим Горький стал писать о людях, которые встречались на его пути, ведь они являются отражением страны и всего русского народа.

В постановке атмосферу Руси и времени Горького создают костюмы и декорации, созданные Полиной Фадеевой. Ощущается связь времен: будто между жизнью писателя и нашими днями не прошло минувшего столетия. Прекрасно передан образ Руси через рожь, которая прорастает несмотря ни на какие обстоятельства.

Первый акт спектакля особенно ярко и выраженно представлен рассказом «Страсти-мордасти». В нем передан живой человеческий дух, который находит мгновенный отклик в зрительном зале. Образы Машки (Наталья Масич) и мальчика (Анна Ляхова) определяют все жизненные тяготы, но при этом их герои не потеряли душу. Мальчик мечтал увидеть поле, усыпанное колосьями. Когда Максим Горький (Василий Симонов) сажает его к себе на плечи, мальчик пытается дотянуться до ржи, расположенной на люстре, чтобы прикоснуться к чему-то недосягаемому для себя. В каждом из них сохранился детский наивный свет, который вынужден скрываться за внешними обстоятельствами непростой жизни.

1715001479_dsc0505jpg.jpg

Максим Горький какое-то время своей жизни находился на дне, а с каждым прожитым годом поднимался вверх по ступеням. И в финале спектакля он сумел победить это дно, смог превзойти и найти себе почетное и достойное место. Спектакль «По Руси» является отражением жизни, способной либо возвысить человека, либо опустить его на дно. Пройти путь становления Максима Горького и параллельно взглянуть на себя, что-то переосмыслить внутри – одни из основных столпов спектакля Павла Пархоменко.

Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева
Марина Янчева Марина Янчева

Читайте также
16 мая
11:00
В Студии театрального искусства показали спектакль «Москва-Петушки»
16 мая
10:30
Искусство манипуляции: как прошел спектакль «Опасные связи» в Школе драматического искусства
09 мая
20:00
«На дне» Рублевки: театр «Модерн» представил свою интерпретацию пьесы Горького