От любви к опустошению: Олег Долин раскрывает глубины человеческих отношений в «Ионыче»

От любви к опустошению: Олег Долин раскрывает глубины человеческих отношений в «Ионыче»

27 ноября
18:20

Источник: Олеся Кудина

Вопрос о том, как донести до современных зрителей произведения классиков, всегда остается актуальным, особенно когда речь заходит о таких мастерах, как Антон Павлович Чехов. С его глубочайшими психологическими портретами и тонкими наблюдениями о человеческой природе необходимо находить новые подходы, чтобы его идеи зазвучали с новой силой в современных реалиях.

Одна из самых ярких интерпретаций была представлена режиссером Олегом Долиным, который использовал совершенно уникальный язык театрального искусства для премьерного спектакля по одноименному рассказу А.П. Чехова «Ионыч» в Театре имени Евгения Вахтангова. Постановка, которая длится два часа, превращает краткий рассказ, читающийся всего за 16 минут, в масштабное исследование глубоких человеческих отношений и испытаний, пронизывающих души главных героев.

Идея адаптации «Ионыча» возникла у Долина еще во время его учебы в ГИТИСе, однако только сейчас он нашел возможность реализовать свой замысел. Режиссер в процессе работы над спектаклем поставил перед собой и актерами важную задачу: найти новый язык, который бы отражал актуальность Чехова в современном контексте.

«Мы с актерами искали ещё какой-то язык, как это сегодня может звучать, что за Чехов, почему он сегодня возникает», — говорит Долин.

Режиссер решительно опровергает распространенное мнение о всесильном влиянии общества или среды на судьбу человека. Он акцентирует внимание на взаимодействии отдельных личностей. Именно в этих отношениях, по мнению Олега Долина, кроется ключ к пониманию человеческих трансформаций. Любовь – это центральная тема его работы как мощнейший катализатор изменений. Взаимная любовь – источник счастья, а её отсутствие – путь к страданиям, к разрушению личности.

«В работе мы пытались найти ответ, что это не некое общество, а что один человек делает с другим, что это от чего-то происходит, вот это превращение страшное, например, от любви, от ненужности», — объясняет Долин.

Одним из ключевых моментов в работе режиссера является обнажение простого человеческого счастья. Он сравнивает свою работу с тем, что делал Чехов, стремясь показать, как это счастье может ускользнуть от человека, проходя мимо него и оставляя лишь пустоту. Взаимное переплетение музыки, пластики и актерского мастерства позволяет целиком погрузиться в мир Чехова, не надеясь лишь на словесный текст. Зрителям уже не нужно переводить чувства через сюжетные линии — они становятся участниками эмоционального потока, который течет прямо от сцены к сердцу. Используя «Вальс цветов» из «Щелкунчика» Чайковского и церковный хор, режиссёр создает атмосферу, которая усиливает эмоциональную нагрузку каждого момента. 

Долин не стремится к эффектности, предпочитая тонкие нюансы, которые раскрывают глубину переживаний персонажей, их медленное, но неотвратимое преображение под влиянием жизненных обстоятельств.

«Жизнь устроена так, что иногда не бывает никакого света, и дело художника — рассказать, как оно бывает», — говорит режиссер.

В этом контексте Олег Долин создает пространство, где зрители могут увидеть, как меняется человек в условиях отсутствия света — в отсутствии высоких идеалов и целей. Это может быть отсутствие любви, непонимание, ощущение ненужности — то, что ломает человека изнутри, заставляя его меняться иногда до неузнаваемости.

Основной темой спектакля является стремление человека к высшей, блестящей цели — любви, искусству и самовыражению. В семье Туркиных как раз каждый стремится к искусству, у каждого свой талант. Глава семьи Иван Петрович — человек с выдающимся чувством юмора, который любит развлекать гостей анекдотами и смешными сценками. Его супруга Вера Иосифовна — писательница, которая охотно делится своими произведениями с друзьями и знакомыми. Их дочь Катя влюблена в музыку и мечтает стать великой артисткой. Родители ласково называют ее «Котик», что подчеркивает теплые и доверительные отношения внутри семьи. Каждый из персонажей представляет собой отдельный мир, наполненный мечтами и стремлениями, что создает контраст с реальностью, в которой они живут. Игра Марии Шастиной, исполняющей роль Веры Туркиной, добавляет глубину спектаклю. Она представляет собой многогранный образ: влиятельная и строгая в своих ожиданиях к дочери, она одновременно выступает как заботливая мать, желающая лучшего для своего ребенка, что порой противоречит желаниям самой Кати. Это создает дополнительные лезвия конфликта внутри семьи, показывая, как высокие цели могут столкнуться с реальностью.

В этом уютном мире, наполненном музыкой и семейным теплом, жизнь Туркиных начинает меняться с появлением Дмитрия Ионыча Старцева — земского врача, который, несмотря на свою занятость, оказывается пленен игрой Кати и ее любовью к искусству. Отношения между ними развиваются на фоне их общей страсти к искусству. В спектакле внимание сосредоточено на чувствах главных героев, весь мир вокруг них теряет значение. Однако, когда единственный огонек судьбы, вдохновляющий Старцева на возвышенное, вдруг гаснет, это отрезвляет его и уничтожает надежду на любовь. Олег Долин мастерски передает эту трансформацию через символику: Старцев берет банку с шариком, олицетворяющим огонь любви, который когда-то зажгли девушки-памятники. Эта банка становится символом хрупкости и необходимости защищать свои чувства от внешнего мира. Катя, открываясь перед Старцевым, признается, что ее мечты о возвышенном — об искусстве и музыке — сталкиваются с реальностью семейных уз, которые не позволяют ей приблизиться к своей цели. Это безжалостное признание приводит к угасанию чувств доктора. Его лицо постепенно меняется, и тот пылающий огонь любви, который когда-то горел в его сердце, потухает. Он бросает банку, и вместе с ней разбивается его душа, чувства и жизнь.

После этого Катя уезжает покорять столицу своим талантом, а Старцев возвращается к серым будням работы врача. Один из наиболее удивительных моментов в подходе Долина заключается в том, как он использует язык пластики для передачи сложных чувств и состояний героев. В сцене, которая у Чехова остается за пределами текстового поля — когда проходит четыре года, — режиссер показывает судьбы главных героев параллельно, подчеркивая, что их сердца уже неразрывно связаны. Долин мастерски передает их внутренние переживания через движение. Пластика становится не только средством художественного выражения, но и способом обнажить душевную истину персонажей. Старцев, сначала подавленный обыденностью своей жизни, постепенно трансформируется на глазах зрителей. Юрий Поляк, исполняющий роль Ионыча, очень точно демонстрирует эту эволюцию через минималистичные, но правдоподобные движения. Он проходит путь от душевных мук к равнодушию, которое символизируется его спокойной реакцией на предложения о деньгах.

Катя в исполнении Аси Домской противопоставляет силу своих стремлений затухающим амбициям Старцева. Её жажда быть актрисой и постоянные попытки пробиться в мир музыки контрастируют с охладившимся героем. Мы видим, как она, играя на рояле, жаждет пространства для своих мечтаний. В сцене, где Катя сидит на полу и умывается водой из лужи, зрители могут почувствовать, что героине было очень нелегко, хотя мы не знаем, что именно она испытывала в этот период.

Катя, опустошенная и измученная судьбой, возвращается в родной дом. Родители, видя страдания дочери, решаются написать письмо Дмитрию Ионычу, надеясь на его приезд. Всё повторяется: семья Туркиных вновь с трепетом ждет визита Старцева, и Вера Иосифовна, как и прежде, читает всем свой роман. Однако, несмотря на кажущуюся идиллию, многое изменилось. Главный герой, который когда-то был полон жизни и стремлений, теперь выглядит совершенно иначе. Он молчит в разговоре с Катей, не делится своими делами в больнице. Его слова о жизни становятся мрачными:

«Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Жизнь Старцева превратилась в рутину, и он уже не чувствует тех глубоких эмоций, которые когда-то связывали его с Катей. Он узник серых дней, уже не удерживаемый яркой искренностью чувств. Старцев, ставший жертвой обыденности, отстраняется от Кати. Он больше не видит в ней ту девушку, которая вдохновляла его. Вместо этого он лишь благодарит судьбу за то, что не женился на ней. Его слова «А хорошо, что я на ней не женился» звучат жестоко и холодно. Это уже не тот Дмитрий Ионыч, который мечтал о счастье, а человек, для которого служба стала лишь способом заработка. Огонь его чувств погас, и надежда на возвышенное исчезла. Один отказ, один момент, когда любовь не была принята, так решительно повлиял на судьбу героя, жаждущего когда-то обычного человеческого счастья. Он стал бездушным, и его внутренний мир опустел.

Что же происходит с Катей? Вспыхнул ли в ней тот маленький огонек любви, который когда-то зарождался, но не мог засверкать? Да, привязанность и необходимость в другом человеке сделали свое дело. Героиня уже не может без Старцева, нуждается в нем как в источнике вдохновения и поддержки. Когда Ионыч перечисляет все то, что в ней ему уже не нравится, Катя, полная надежды, бегает в кулисы и возвращается, пытаясь всеми силами сделать себя лучше, чтобы угодить доктору. Она готова меняться, и краски на ее лице отражают те изменения, на которые она готова пойти ради того, чтобы быть вместе. Однако все это уже не имеет значения для опустошенного человека, который потерял душу. На поцелуй, на который рассчитывала Катя, он не откликается, а молча и гордо уходит, оставляя ее в состоянии глубокого разочарования. 

Проходит время, и мы видим уже Ионыча — обезличенного человека, обрюзгшего, в шубе, чинно и важно проходящего мимо жителей города. Ионыч — это уже не тот идеалист, который мечтал о высоком, а опустившееся, угрюмое подобие человека. Он полностью отказался от своих мечт и посвятил себя наживе денег и собственного богатства. Отсутствие любви сказалось на его жизни, в которой сейчас полностью отсутствует нравственность и что-то светлое. Он стал частью серой массы, потерявшей индивидуальность и душевное тепло.

В то время как Старцев погружается в мир материальных благ, Катя, страдая от невозможности вернуть любовь и глубоко чувствовать, кружится в вихре танца. Этот танец отражает всю ее боль и одиночество, показывая, как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь, и как безжалостен он становится, когда это чувство исчезает. 

В течение всего спектакля звучит цитата:

«О, как мало знают те, которые никогда не любили!».

Эта мысль пронизывает сюжет, показывая, что любовь — это сложное и многогранное чувство, которое для каждого человека имеет свое значение. Для кого-то это нежность и страсть, для кого-то — боль и мучения. Вспоминается и отец Кати, который также испытывал любовь, терзающую его душу. Его трепетные отношения с Верой Иосифовной, его поддержка и забота о ней показывают, что любовь — самое светлое чувство.

Ярким акцентом в спектакле служат персонажи «графини из романа» (Ирина Смирнова) и «художника из романа» (Павел Юдин). Эти герои, придуманные Олегом Долиным, не присутствуют в оригинале Чехова, но они добавляют театральности и иронии, контрастируя с искренними чувствами Кати и Ионыча. Их нарочито простая и пошлая история служит фоном для основной линии, подчеркивая комичность происходящего. 

Олег Долин превратил простой рассказ Чехова в глубокий и многогранный взгляд на природу человеческих отношений и чувств, где взаимодействие между людьми становится центром вселенной, а отсутствие «света» — не препятствием, а своеобразным катализатором для понимания сложной и многомерной сущности личности. Спектакль – призыв присмотреться к мелочам, к тонким нюансам межличностных отношений, потому что именно в них скрыта главная драма и главная надежда жизни каждого из нас. Режиссер напомнил нам, что в этом мире важно не только искать блестящие цели, но и уметь сохранить их, не дать им погаснуть, не утратить свою страсть и любовь.

Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина
Олеся Кудина Олеся Кудина

Читайте также
21 декабря
13:00
На сцене Московского продюсерского центра ожила история царя Давида
20 декабря
16:45
Премия «Звезда Театрала» назвала лауреатов 2024 года
19 декабря
11:50
В Московском театре иллюзии состоялся показ спектакля «Сафари с динозаврами»