2050.ЛАБ – это национальный центр промышленного дизайна и инноваций. Именно они создали дизайн нового поезда метро «Москва-2024» и интерьер поезда «Иволга». Студия делает не просто эстетичные объекты, а инновационные, актуальные, трендовые. Современные и функциональные продукты, чтобы людям хотелось ездить на российских поездах и автомобилях, пользоваться отечественными гаджетами и бытовой техникой.
Мы поговорили с шеф-дизайнером студии Алексеем Шаршаковым и узнали о главных ценностях компании, победе в международной премии A'Design Award 2024 в категории «Промышленный дизайн» и о том, как студенты могут попасть на работу в 2050.ЛАБ.
— С чего началась история компании?
— Все началось 5 лет назад с идеи о том, что транспорт должен быть не только функциональным, но и эстетичным. Наша студия специализируется на железнодорожном транспорте, для нашего партнера ТМХ мы создали уже несколько проектов. Это и вагоны метро, и локомотивы, и интерьеры, и так называемые «маски» поездов.
Кроме инженерного подхода, в таких проектах важно смотреть «чуть дальше» и осознать, зачем железнодорожной технике нужен дизайн. Посмотреть на проект глазами пассажира. Люди смотрят, что происходит в мире, какие новинки показывают на выставках — и хотят такое же. Количество пассажиров в общественном транспорте и их потребности непрерывно растут.
А ведь если говорить про железную дорогу, то у нас особенная специфика. Например, в Европе нет ночных поездов, которые идут сутками. А у нас такие есть! В Китае похожая специфика, но у них все основано на скоростном движении. И если им нужно из одного конца страны приехать в другой, то пассажиры берут составной билет и едут на нескольких поездах. А у нас же можно во Владивосток на одном поезде приехать. Потребитель хочет все самое лучшее, а задача дизайна – учитывать все факторы, ориентируясь на будущее.
Название компании — это тоже отсылка к будущему, некий горизонт планирования вплоть до 2050 года. Хотя иногда мы шутим, что это просто время, когда мы уходим с работы.
— В чем уникальность вашей студии дизайна?
— В том, что опыта работы с проектами из сферы железных дорог больше ни у кого нет. Мы работаем в уникальной области, и особенностям дизайна в ж/д сфере нигде не учат. И это проблема.
К нам приходят люди, которые занимаются автомобильным интерьером, а это совсем другая история. Таким дизайнерам быстро становится скучно, потому что у нас все простое в плане интерьера и мало материалов. И приходится рассказывать, что такие шторы сюда нельзя, линолеум только такой, а потолок только железный, потому что так в стандартах прописано. И такие ограничения тяжело воспринимаются теми, кто не привык еще к нашей уникальности на рынке.
— А есть какой-то секрет, как сделать тренд?
— Я вообще к трендам странно отношусь. Для меня это какая-то надуманная история, особенно когда в начале года рассказывают, какой цвет будет моден в следующем году. Тренды — это скорее вопрос пиара. Вещи, которые находятся в тренде сейчас, быстро состарятся. Лучше делать что-то, что будет вне времени и будет передаваться от отца к сыну, потому что это качество, а не просто мода.
В любом случае все начинается со сценария твоей идеи. Проводятся исследования, дальше мы понимаем, что это будет за объект и как его строить. Но есть важный момент: иногда мы не знаем, как делать нельзя, и просто пробуем. И это хорошо, потому что если ты сразу обложишь себя ограничениями всеми, то ничего нового не получится. А так, иногда методом проб и ошибок получается что-то очень интересное.
— Какие задачи стояли, когда поступил заказ на дизайн-проект поезда «Москва 2024»?
— Для начала стоит вспомнить поезд «Москва 2019», у которого были синие сидения, широкий проход в вагон. И еще поезд, дизайн которого нарисовали итальянцы, «Москва 2020» с золотистыми поручнями. Это две базовые конструкции, которые мы почти не меняем.
Мы ограничены тем, что не можем сильно менять техническую часть, например, ширину двери и расположение света. Но поезд должен выглядеть новым, должен быть face lift, ведь это очень влияет на восприятие.
Плюс некоторые детали, которые мы добавляем, сильно меняют атмосферу и ощущение комфорта. Из-за нового визуала поездов у пассажиров складывается ощущение, что они уже едут в совершенно другом поезде, хотя на самом деле функционально мало что изменилось.
Например, мы вставили между дверью и сиденьями деревянные панели, а это придало ощущение тепла и домашнего уюта. Или мы расположили розетки для зарядки гаджетах в поручнях. Теперь ими могут пользоваться и сидящие пассажиры, и стоящие. Это ведь действительно мелочь, которая добавляет поездке больше комфорта.
— Как дизайн проекта поезда «Москва 2024» смог занять второе место в престижной международной премии Design Award 2024 в категории «Промышленный дизайн»?
— Мне будет сложно оценить объективно и без эмоций, ведь я участвовал в разработке. Я думаю, потому что поезд получился иконическим. Мы же называем ксероксом сам аппарат для печати, хотя это название фирмы. Или джип, например. Так и здесь – у нас получился собирательный образ метро.
Мы пытались сделать не кричащую вещь, а довольно спокойную и лаконичную. И это главный плюс — поезд получился стильным и минималистичным.
— В Москве планирует сделать речную систему перевозки пассажиров, чтобы разгрузить дороги и метро. Чтобы можно было утром спокойно добраться из точки А в точку Б. Насколько это сейчас реально осуществить?
— Эта система уже полноценно работает, один речной трамвай регулярно ходит от Киевского вокзала. И он работает не как прогулочный катер, а как маршрутное средство. Это уже реализованный проект.
Москва в последнее время стала осваивать промышленные зоны. То есть раньше это была промзона, а теперь — облагороженная территория, где ходит речной трамвай. И можно увидеть город с таких мест, с которых ты никогда не смог бы увидеть. Скоро можно ждать, что речной транспорт станет постоянной базой. Хотя для москвичей это пока развлекательная история, но часть людей уже ездит таким образом на работу, ведь это удобно.
— Скоро пройдет V международная конференция по промышленному дизайну Design Day 2050. Что нам ждать?
— Будет также интересно, как и в предыдущие годы. Мы стараемся собрать очень обширный форум и приглашаем туда и дизайнеров, и заказчиков, чтобы они рассказали про свой опыт работы друг с другом, делились навыками и секретами дизайна. Поэтому приглашаю всех 29 июня в Точку кипения «Коммуна». А программа уже доступна на сайте конференции.
— А используете ли вы в работе искусственный интеллект?
— Да, но не часто. ИИ не сможет заменить работу дизайнера, но на первых порах его использовать можно. Когда, например, на первых парах нужно передать образность или атмосферу объекта. Но во что-то реальное ты превращаешь уже самостоятельно.
Раньше мы думали, что когда появился телевизор, кино и театра больше не будет. Но ничего подобного, ИИ — просто еще одна краска в палитре.
— А как молодым студентам попасть к вам на работу?
— Прислать свое портфолио! Но главное — это интерес, конечно, и заряженность на действие. Потому что это профессия для тех, кто не может сидеть на месте, а не офисный формат с 9 до 18. Наша работа не заканчивается никогда. Ты все время думаешь о работе, придумываешь идеи. Это дело, которое занимает все твое время.
Тебе должно хотеться изменить что-то в этом мире, сделать лучше и красивее, как бы пафосно это не звучало.