Космизм в живописи: мечты, которые стали реальностью

Космизм в живописи: мечты, которые стали реальностью

В Парке Горького в рамках празднования 12 апреля прошла лекция искусствоведа Валерии Горловой о космической теме в творчестве русских художников.

12 апреля
19:50

Источник:

Ровно 60 лет назад в истории человечества произошло одно из важнейших и поражающих сознание человека событий. Совершил первый полёт в космическое пространство советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Этот исторический момент вскружил голову всем землянам и особенно самым чувствительным членам нашего общества - художникам. Космическая тематика начала находить свое отражение в искусстве русских и зарубежных живописцев.

В честь Дня космонавтики в лектории Парка Горького прошла лекция, посвященная космизму в живописи искусствоведа Валентины Горловой, выпускницы Российской Академии Художеств, председателя наблюдательного совета Фонда поддержки изобразительных искусств "Гризайль". Слушатели лекции узнали о зарождении космической живописи, об истоках этого философского течения и мечтах человека о покорении космического пространства.

Удивительно, но о вселенских вопросах задумался еще в эпоху Просвещения Леонардо да Винчи. Тогда в инженерных и художественных работах находили отражение элементы геометризма и мечты о том, чтобы построить аппарат, для полёта человека. Кроме рассказа искусствоведа, слушатели смогли увидеть работы художников, которые были представлены на презентации.

"Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха!" - это фрагмент из воспоминаний Юрия Гагарина во время полёта над землёй. В 9 часов 51 минуту, пролетая над мысом Горн и увидев солнечные лучи, проникающие в каюту ракеты, первый космонавт сравнил увиденное с полотнами Рериха. Этот художник также изображал в своей живописи представления о космосе, небе и вселенной.

Участники лекции узнали о космической тематике в творчестве Кандинского, Малевича, Чашника, Салахова, Дейнеки и Мазитова. Художники авангардисты с особым трепетом и восторгом относили к этой тематике, во многом ещё не зная о том, что когда-то человек сможет преодолеть земное притяжение. Они использовали в своих работах объекты, похожие на космические аппараты.

Желание постичь вселенную, понять пространство и космос всегда было важным и интересным вопросом для размышлений русских художников. Любимый ученик Малевича, Илья Чашник, на своей работе "Красный круг на черной поверхности" изобразил окружность, напоминающую планету, и геометрический объект, похожий на спутник. Удивительно, что эту работу он создал в 1925 году, когда космические аппараты были только мечтой фантастов.

После 1961 года космическая тематика стала ключевой во всём русском искусстве. Но конечно самыми впечатляющими и живыми являются работы художников-космонавтов. У нас есть множество снимков с орбиты, но они не передают ощущения, которые испытывает человек, смотря в иллюминатор космического корабля. Первый человек, вышедший в открытое космическое пространство, Алексей Леонов работал в тандеме с художником Соколовым. Вместе они создавали работы, посвященные космической тематике.

Особая чувственность и мистицизм прослеживаются в работах Джанибекова, который также побывал в космосе. Его картины направлены не столько на изображение космоса, сколько на внутреннее ощущение вселенной.

Лектор и искусствовед Валерия Горлова рассказала о своих любимых работах художников-космистов.

-Какая из представленных в рамках этой лекции работ космической тематики произвела на вас самое сильное впечатление?

-Наверное, творчество самих космонавтов. Мне очень нравятся работы Джанибекова. Та, которую я выбрала для презентации и еще одна замечательная работа, где изображена ночь, а он находится непосредственно на этой орбитальной станции. Такой рабочий момент.

Удивительно, что до покорения космического пространства люди никогда не видели всего этого, даже невозможно было представить. Работы начала 20 века в этом плане уникальны. Насколько замечательно они сделаны, я вот не включила в презентацию, есть очень хорошие работы нашей авангардистки Натальи Гончаровой. В 1957 года, когда она узнала о полете нашего спутника, она же была в Париже тогда, Наталья сделала очень много абстрактных композиций на тему космоса. И они удивительно прекрасны по свету, по самим формам. Меня интригует, как можно было предвидеть так надолго вперед, создавать интересные вещи. В основном эти работы остались на западе, но какая-то часть хранится и у нас, ведь наследие все после смерти Гончаровой привезли на родину. Она была очень пожилой человек, представляете да, она 1881 родилась, в 1962 она умерла. И вот ей очень много лет, а она тоже создавала работы космической тематики.

Или, например, то, что сделал Чашник. Что могли видеть люди тогда? Черное небо, звезды. Не больше. Поэтому меня авангардисты в этом отношении сильно поражают. Кто такой гений? Это человек, который предвидит далеко вперед. Сейчас, к сожалению, мы уже и праздник этот не отмечаем и очень мало говорим об этом новому поколению. А это было уникальное явление в жизни всего человечества. Юрий Гагарин действительно стал каким-то замершим памятником, и о нем, как о человеке, наверное, тоже было бы интересно поговорить.

Лекция завершилась аплодисментами и словами благодарности Валентине. Каждый пришедший в лекторий Парка Горького стал чуть ближе к искусству и космосу.

Авторы материала: Алина Крендюкова Карина Осепьянц

Фото: Алина Крендюкова


Читайте также
25 апреля
18:05
24 апреля прошел пресс-показ выставки «Ars Sacra nova. От мифа к символу»
25 апреля
13:00
Яндекс проведет первый бесплатный фестиваль для студентов и IT-специалистов Young Con
25 апреля
11:40
Сергунина: Более 2,7 тысячи специалистов подали заявки на столичный ИТ-конкурс