Живопись во времена азиатских императоров

Живопись во времена азиатских императоров

14 апреля на онлайн-конференции лектор Андрей Щербаков рассказал о разных аспектах китайского искусства эпохи Сун. Подробнее читайте в нашем обзоре.

14 апреля
21:50

Источник:

Лекция «Утончённая эстетика китайского искусства эпохи Сун» прошла 14 апреля в 19:00 в Zoom-конференции. Организаторы рассказали о рисунке, поэзии, каллиграфии в XI-XII веке. «Глубокая монохромная живопись» - так описывает искусство в эту династию лектор и художник-каллиграф Андрей Щербаков.

В эти времена живопись стала более графичной, с характерными жёлтыми и зелёными тонами. В Китае обрели популярность детализированные картины на холстах по 2-3 метра. Например, работа с животными в сказочном лесу. Художник прописал каждую ветку и лист на деревьях. В середине работы стоит олень, священное животное для Китая. Или картина с обезьянами, которые ловят луну в озере. Животные сами написаны похожими на этот небесный объект. Утончённые ветки и лапы обезьян, тонкая гладь воды – всё это признаки китайской живописи 11 века. Чуть позже в пейзажах животные появились и на переднем плане, например, птицы, которым художники прописывали даже самые маленькие перья. Впоследствии живопись стала туманной, пустой и свободной от деталей, с малым количеством линий.

Лектор Андрей Щербаков рассказал о китайской философии и про её идею мироздания. Тело человека – дерево бодхи, сердце – пьедестал для зеркала, то есть для чистого ума. Каждый день необходимо упражняться и не позволять пыли осесть на зеркале. Один из императоров оспорил это утверждение и сказал что дерева бодхи, как и пьедестала не существует. Есть только корни и зеркало. И всё это, единое между собой, изначально пусто. Тогда откуда взяться пыли? Так и появился известный принцип пустотности мира. Он стал основной традицией для произведений не только в живописи, но и в поэзии.

Также Андрей Щербаков поведал об искусстве государства Тангутов Западного Ся. Их главным ремеслом стала каллиграфия. Они даже создали свой письменный язык с более сложными иероглифами, чем в Китае. Художники пытались понять единые принципы между каллиграфией и живописью. Помимо этого, с такой же идеей совместимости начали развитие резьба печатей и стихосложение. Одним из примеров единения стали картины, на которых растения гармонично продолжают иероглифы. Также художники связывали в рисунках бамбук, орхидею, сливу мэйхуа и хризантему. Они были, как четыре благодарных мысли, четыре сезона года и четыре качества хорошего мужа.

Кроме того, искусством в эпоху Сун считалась фарфоровая посуда, тонкая, изящная и пустая от рисунков, за исключением живописных журавлей. Она сочеталась с цветами, в которых в эту династию также ценились простота и утонченность. Например, известный лотос – «неспешное, тонкое, белое, и отрешённое растение». Цветок поднимается из тьмы и грязи, проходит через воду и обретает чистую пустоту.

Предыдущую лекцию Андрей Щербаков посвятил династии Тан, в которой только родились китайская живопись и поэзия. Она отличается от эпохи Сун отсутствием утончённости и деталей или пустоты и простоты во всех аспектах искусства. Как живопись, так и иероглифы вносились резкими, тяжёлыми мазками. Организаторы сообщили, что следующую лекцию про искусство в Китае они проведут в мае, дата пока неизвестна.


Читайте также
26 апреля
18:05
Социолог Синютин назвал фразы, по которым можно вычислить неуверенность
26 апреля
17:35
Вильфанд: температура летом 2024 года в России ожидается около и выше нормы
26 апреля
16:25
Глобальный переход на зеленую энергию потребует $4 трлн ежегодно