Интервью с пианисткой: «Любовь к Шопену пронесу через всю жизнь»

Интервью с пианисткой: «Любовь к Шопену пронесу через всю жизнь»

25 июля
12:00

Источник:

Авторский проект «Догоняя заходящее солнце: Арт-встречи». В гостях у журналиста Алевтины Стручковой пианистка Елена Дроздова.

qcAdetflpes.jpg

Алевтина:

Рада приветствовать Вас, Елена! Вы — яркая, удивительная пианистка. Знаменитый пианист Николай Арнольдович Петров когда-то назвал вас уникальным дарованием — это о многом говорит! В вашем репертуаре такие виртуозные произведения, как: «Трансцендентные этюды» Ференца Листа, Соната си минор, 4 этюда Шопена. Свой первый концерт вы сыграли в 7 лет, а первое выступление с оркестром состоялось в 9 лет. В 12 лет вы исполнили одно из сложнейших сочинений для фортепиано — фантазию на восточную тему «Исламей» М.А. Балакирева. Расскажите, как сложилось, что ваша жизнь с раннего детства связана с музыкой?

Елена:

Я родилась в семье музыкантов — мои папа и мама тоже пианисты, но в детстве быть пианисткой я лично не хотела, а мечтала стать балериной и замирала от восторга, когда смотрела балет по телевизору. Раннее детство я провела с бабушкой и дедушкой в Оренбурге — они были солистами Оренбургской филармонии. У бабушки хранилась коллекция журналов «Советский балет» — я пересмотрела их все, до сих пор помню каждый из них. Любимая пластинка из детства — «Лебединое озеро» Петра Чайковского, под эту музыку я и ела, и засыпала, и играла в куклы, наряжая их в балерин. Но родители приняли решение, что я должна продолжить музыкальную династию, и в один из моих приездов к ним в Нижний Новгород научили меня игре на фортепиано. Так, уже в три года я радовала гостей, исполняя для них пьесы «Собачий вальс» и «Польку-бабочку».

Алевтина:

Когда в семье ребенок с рождения живет в такой уникальной творческой атмосфере, когда в доме постоянно звучит музыка — это волшебно! Понимаю, что вы и не могли выбрать иной путь — ваше призвание было уже определено. Но это ведь путь непрерывного труда, самодисциплины, Вы не жалеете о вашем выборе — быть музыкантом, исполнителем классической музыки?

Елена:

Это 100% мое занятие, не представляю, чем я еще могла бы заниматься. Конечно, родители повлияли на мой выбор, но с их стороны это было верное решение, хотя в детстве я еще не представляла, что мне предстоит, какой это труд — играть на рояле.

Алевтина:

Ваше музыкальное образование началось с занятий с родителями-музыкантами, расскажите, какие этапы становления должен пройти будущий пианист, чтобы достичь высот виртуозности? Где и у кого вы обучались?

Елена:

Так получилось, что кроме родителей я до 18 лет ни у кого не обучалась. Начала меня учить бабушка, далее папа взял меня в свой класс, а после 14 лет я прозанималась года три с мамой, пианисткой Ольгой Лысовой, профессором Нижегородской консерватории. Она также лауреат Всесоюзного конкурса пианистов им. Рахманинова. Занимались они со мной по-разному: если папа уделял очень большое внимание технике, то маме надо было от меня все и сразу. Я не играла практически гамм, но прошла довольно много этюдов Черни. Однако чрезвычайно важно слышать то, что ты делаешь за роялем. Важно правильно поставить руку для игры на рояле: положение рук должно быть максимально естественным. И необходимо ежедневно упражняться. Профессия пианиста — это каторжный труд без выходных и каникул. В 18 лет я уехала учиться в Москву в класс Владимира Мануиловича Троппа — профессора Московской консерватории и заведующего кафедрой специального фортепиано РАМ им. Гнесиных. Музыкант он совершенно удивительный, после него уже немыслимо учиться у кого-то другого. У него совершенно особое отношение к звуку, и это именно традиция академической русской фортепианной школы. Владимир Мануилович больше занимался со мной уже интерпретацией произведения и проникновением в суть авторского текста. Сам он пианист прекрасный, слушать его на концертах исключительно интересно. Я счастлива, что чему-то научилась у него. Никакой другой педагог не смог бы мне этого дать.

Алевтина:

Я знаю, как тесен мир классической музыки, здесь очень важны такие понятия: «преемственность», «школа»… Какие педагоги и музыканты особенно повлияли на вас, что они привнесли в ваше исполнение и мировоззрение?

Елена:

Очень разные. В детстве, как и многие из моего поколения, я слушала и жутко фанатела от Михаила Васильевича Плетнева. Его «Времена года» Петра Ильича Чайковского были переслушаны мной сотни раз. У родителей очень богатая коллекция записей Глена Гульда — я с его творчеством познакомилась в раннем детстве. Его 24 концерта Моцарта считаю эталоном, а его исполнение Баха — исключительным явлением. Также я была под огромным впечатлением от исполнения Прелюдий Шопена прекрасным пианистом Маурицио Поллини — его виртуозность была непостижима! Позже, когда я уже сама играла эти Прелюдии, то поняла, что исполнение Поллини было еще и очень поэтично и глубоко прочувствовано.

Люблю игру своего педагога — Владимира Мануиловича Троппа. Он скрябинист, и Прелюдии Скрябина, записанные им в молодости, — лучшее исполнение этих произведений. Особенно люблю первую Прелюдию Скрябина, слушая ее, я оказываюсь под каким-то сказочным водопадом и вижу закат летнего солнца.   В уже более зрелом возрасте я полюбила Марту Аргерих за ее стихийность и лиризм, а также Бориса Березовского и Алексея Султанова — все они очень разные, но очень виртуозные пианисты. Есть старые мастера, которых я обожаю — это Альфред Корто и Дьердь Циффра.

Первый — шопенист, второй — листианец. Творчество этих музыкантов вдохновляет меня!   Из молодого поколения очень интересный музыкант — Варвара Мягкова. Мы познакомились в интернете, услышав записи друг друга. Потом встретились и стали подругами — с Варварой у нас уже несколько совместных выступлений на фестивалях, есть общие творческие планы.

Алевтина:

Вы выступали с такими дирижерами, как Владимир Зива, Игорь Левандовский, Иво Мейнен, Александр Скульский. Как складывается творческий процесс, как выстраивается диалог и взаимопонимание между солистом и дирижерами? Важно ли понимать друг друга с полуслова или это лишь вопросы техники и мастерства? И есть ли дирижеры, с которыми вам легче всего работается на одной сцене и с кем бы хотелось сыграть в будущем?

Елена:

Сложный вопрос... С одной стороны, я очень люблю играть с оркестром, и многие произведения, написанные для фортепиано с оркестром, чрезвычайно красивые и интересные. С другой стороны, дирижер — это такой же полноправный участник исполнения, как и солист: он также может иметь свою концепцию произведения. Я, со своей стороны, тоже предлагаю свою трактовку, которую мне подчас очень не хотелось бы менять. Оптимальный вариант сотрудничества с дирижером — это когда он не пытается менять кардинально мое видение произведения, чтобы я могла исполнять его максимально естественно. В ближайших планах — сыграть с оркестром Второй концерт Шопена фа минор. Композитор сочинил эти произведения, когда был впервые влюблен, и поэтому музыка этих концертов очень вдохновенная — это большое счастье для музыканта исполнять такое произведение. Также я хочу устроить зимний праздничный вечер и исполнить Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.

Алевтина:

Вы — концертирующий пианист. Ваша гастрольная карта весьма обширна — это Венгрия, Польша, Италия, Испания, США, Германия, Голландия, Бельгия, Украина и даже Китай. Что запомнилось, когда Вы выступали в той или иной стране? Как принимают русскую пианистку? И есть ли такое понятие — «русская фортепианная школа»? Или классическая музыка не имеет границ и понятна и хорошо воспринимается во всем мире?

Елена:

Да, есть. Русская фортепианная школа имеет давние традиции и она — лучшая в мире. Русский музыкант — профессионал высокого уровня! Однако многое зависит от таланта, без него игра будет мертвой, какой бы блестящей не была техника. Русских пианистов хорошо принимают, с большим уважением. Эти несколько лет я не гастролировала, так как занималась семьей и обустройством дома. Недавно вновь начала размещать свои записи в интернете и стала получать очень теплый отклик от слушателей, меня стали активно приглашать с концертами в Европу, Азию, Австралию и Латинскую Америку. Сейчас я плотно занялась подготовкой к будущим гастролям, и мой гастрольный график уже расписан на год вперед.

Алевтина:

Вы владеете широким репертуаром. Какие произведения наиболее близки вам, когда вы играете только «для души» и только для себя? И что обязательно включаете в программу концерта или это каждый раз новый эксперимент?

Елена:

В разные периоды жизни мне нравились разные композиторы. В детстве мне сразу же полюбился Моцарт — я не представляла, что может быть красивее его музыки! Лет в 16 я прониклась Рахманиновым, когда работала над его Вторым фортепианным концертом. Но самая моя большая любовь — это Шопен, ее я пронесу через всю жизнь! Также очень люблю музыку Ференца Листа, нахожу, что у него очень красивые гармонии и почти нет уныния и меланхолии в музыке. Лист — удивительно вдохновенный, наверное, самый вдохновенный из композиторов XIX века. А как он удобно писал для рук! Почти все его вещи пианистичны. Кроме «Блуждающих огней», которые надо основательно выучить, перед тем как сыграть.

Еще мне близка музыка Мориса Равеля. Хочу доучить его фортепианный цикл «Ночной Гаспар». Я бы сделала это раньше, но в юности не вполне понимала вторую пьесу «Виселица» — повторяющиеся мерные октавы на пиано под мелодию, похожую на стоны. Помог случай, во время прогулки случайно забрела на загородное кладбище, раскинувшееся на холме в открытом поле. Рядом стояла маленькая церковь, был вечер и надгробия освещало закатное солнце. Кладбище окружал ров с болотом, издающим какие-то странные таинственные звуки, как раз в высоте звука си бемоль. Они повторялись ритмично и едва слышно — все это было очень атмосферно! В этот момент я поняла, как нужно играть «Виселицу».

Алевтина:

Мир классической музыки всегда был особенным, отчасти «закрытым». Это мир, в котором нет случайных людей, так как классическая музыка не терпит фальши. Права я?  

Елена:

В целом, да. Есть великие мастера, на примерах которых учишься, развиваешься. И радует, что среди коллег есть удивительные музыканты, на концертах которых можно получить большое эстетическое удовольствие. И все эти люди с полной отдачей относятся к своему делу.

Алевтина:

Однако мало быть просто хорошим исполнителем, важно уметь заявить о себе, проявить себя. Как завоевывается право считаться высококлассным солистом? Есть ли такое понятие, как «конкуренция» среди пианистов? Или высокое искусство классической музыки не приемлет таких сопоставлений?

Елена:

Конечно, приемлет. Конкуренция и правда есть, но я ее, во-первых, не боюсь, а во-вторых — важно еще оставаться личностью. Если ты не интересен сам по себе, то и твою музыку никто не захочет слушать, потому что тебе нечего сказать. На самом деле, есть масса прекрасных исполнителей, неизвестных широкой аудитории, например, пианист Петр Аверин или пианистка Наталья Зюзина. На мой взгляд, успеха на сцене может добиться уверенный, целеустремленный и уравновешенный человек, который точно знает, чего именно он хочет и как это сделать, но при этом обладающий талантом. Сейчас, благодаря интернету, стало проще заявлять о себе, так как кто-то случайно может услышать твою запись. Хоть я и не люблю публичности, мой менеджер услышал меня именно в интернете.

Алевтина:

Классическая музыка требует достойной огранки, зачастую это работа целой команды: рекламные компании, менеджеры, владельцы концертных залов, звукозаписывающие лейблы — это целая инфраструктура. Как, на Ваш взгляд, классическому пианисту вписаться в эту систему взаимоотношений? И есть ли такие понятия, как «свое пространство», «свой зритель»? Как надолго завоевать сердца слушателей и быть актуальным сегодня?

Елена:

Вы полностью правы, музыкальная индустрия, нравится нам это или нет, это тоже бизнес. Попасть в эту индустрию достаточно сложно. Надо обладать определенным набором качеств. Публика может и не сразу узнать о появлении нового интересного исполнителя, но, если концерты регулярны и исполнитель талантлив, есть шанс, что ходить на него начнут и своя публика появится. Чем лучше ты играешь, тем больше шансов, что этот процесс узнаваемости пройдет быстрее и музыкант, обладающий талантом, найдет отклик в сердцах людей.

Алевтина:

Если бы вы, Елена, выбирали эпоху, в какое время вам хотелось бы жить? Спрашиваю не случайно, так как знаю — вы коллекционер! Объекты вашего коллекционирования — это ювелирные украшения Викторианской эпохи и куклы. Расскажите о вашей коллекции, какие в ней раритеты, есть ли забавные истории, связанные с той или иной вещью.  

Елена:

Меня привлекает XIX век и эпоха романтизма. Но в XVIII век тоже попасть не отказалась бы хотя бы на день, ведь в конце этого столетия жил мой любимый писатель — Эрнст Теодор Амадей Гофман.

На счет коллекций, да, я собираю ювелирные украшения Викторианской эпохи и царской России. Пока моя коллекция небольшая. Это как-то получилось само собой, мне чисто эстетически очень нравятся старинные вещи. Недавно в гостиной моего загородного дома поселилось старинное зеркало. Одно из украшений я нашла — это старинный кулон с аквамарином. На свой концерт я одеваю чаще всего определенный кулон с аквамаринами, и еще меня очень вдохновляют сапфиры. Моя коллекция кукол винтажная — это куклы из моего детства, я их специально приобретала начиная с 25 лет. Сейчас в моей коллекции насчитывается более 150 кукол.  

Алевтина:

Классический вопрос — Ваши творческие планы на 2020 год?

Елена:

Есть планы по поводу предновогоднего концерта в Большом зале Музея Вернадского. В декабре 2020 года хотелось бы представить слушателям концерт, в котором прозвучит зарубежная музыка. Мы планируем этот проект совместно с пианисткой Варварой Мягковой. С сентября у меня запланировано несколько гастрольный концертов в областных филармониях, также будут и концерты в Москве: 21 октября я выступаю в Большом зале Музея Скрябина на Арбате, 24 октября играю в дуэте с пианистом Петром Авериным в Музее Прокофьева в Камергерском переулке, а 28 ноября планирую концерт в галерее «Нико». В одной из концертных программ хочу исполнить весь Двадцать пятый опус Шопена — это 12 этюдов.

Алевтина:

Елена, в течение одного интервью не охватить всех тем, что мне интересно было бы с вами обсудить. Позвольте завершить нашу сегодняшнюю беседу цитатой Клода Дебюсси: «Внутренний ритм музыки зависит от того, кто вызывает его к жизни, так же как слово зависит от уст, которое его произносит». Я хочу пожелать вам неизменной удачи, чтобы Ваша преданность музыке всегда находила отклик в сердцах слушателей! До новых встреч!  


Читайте также
07 мая
14:30
Российский молодёжный сериал удостоен награды на фестивале в Лос-Анджелесе
07 мая
14:00
ВТБ: в апреле у россиян снизился интерес к автокредитам
07 мая
13:00
Определен самый популярный смартфон