Рыцари справедливости: случайность против благородства

Рыцари справедливости: случайность против благородства

Практически незаметно на российских экранах прошёл фильм "Рыцари справедливости" с участием всенародно любимого Мадса Миккельсена. Порассуждаем, о чём фильм и стоит ли посмотреть его пиратскую копию в интернете

18 марта
13:45

Источник:

Впервые я услышал о "Рыцарях справедливости" перед просмотром другого фильма с Миккельсеном "Ещё по одной" (весьма символично, не правда ли?). Наверное, каждого бесит длиннейшая реклама вперемешку с бесконечными трейлерами, из-за которой сеанс растягивается на добрых полчаса, но в этот раз мне повезло, потому что по нескольким показанным кадрам я составил впечатление о весьма заманчивой картине. Пародия на "Мстителей" и "Отряд самоубийц", этот фильм должен был стать европейским ответом Голливуду, но он пошёл гораздо дальше, так что после просмотра я напрочь забыл об аллюзиях на супергероев.

О чём же фильм вкратце? Это история брутального военного в исполнении Мадса Миккельсена, потерявшего в железнодорожной катастрофе жену. Бывшая в том же вагоне дочка выжила, но получила сильнеший стресс, который её мужественный отец почему-то отказывается замечать. Для него вопрос навсегда закрыт, любимая женщина умерла, и точка, пока на пороге его дома не оказываются два чудика, обещающие поведать сенсационную новость: крушение поезда было спланировано некой преступной организацией. С помощью хитрейших математических расчётов незнакомцы показывают, что вероятность этого события столь низка, что попросту не может быть случайностью. Кроме того, в поезде находился криминальный авторитет, дававший показания против предполагаемых виновников, а ещё один из счетоводов видел подозрительного гражданина, выбросившего недоеденный сэндвич при выходе из вагона.

Мэдс Миккельсен принимает решение действовать. Он солдат и привык действовать чётко и напролом, поэтому после разговора на повышенных тонах с предполагаемым исполнителем, герой убивает его. Всё, точка невозврата пройдена, и троице, а точнее четвёрке (в последний момент к ним присоединяется ещё один компьютерщик) престоит схватка не на жизнь а на смерть.

Собственно, на этом месте я хочу предупредить читателей, не видевших фильм, что дальше будут СПОЙЛЕРЫ. Если вы захотели получить удовольствие от просмотра картины, то обязательно возвращайтесь позже, а всем остальным предлагаю продолжить)

Вы знаете, я не всегда понимаю, как реагировать на фильмы, в которых комедия и трагелия поочерёдно сменяют друг друга. В одном кадре персонаж шутит, в другом - кого-то убивают. Пребываешь в состоянии неопределённости, как кот Шрёдингера: то ли улыбаться, то ли плакать. "Рыцари" - это как раз такой фильм, поэтому пародия на уже упомянутых Мстителей перемешивается с очень и очень жёсткими сценами, а также недетскими вопросами о жизни и смерти. И если с комедийной частью всё довольно понятно, то вот трагическая меня зацепила.

В название статьи я вынес противопоставление случайности и благородства. Оно там, конечно, неспроста, ведь наши рыцари, пусть не на белых конях, а на машине, и не с мечами наголо, а со штурмовыми винтовками, всё-таки пытаются быть благороными мстителями, мечтающими наказать злодеев. Проблема только в том, что злодеев как таковых нет. Вернее, их противники - конечно, нехорошие люди, но вот теракта они не совершали. И никто его не совершал, потому что это несчастный случай! Да, вероятность всех этих совпадений была кране низка, что-то в районе одного к паре сотен миллионов, но ведь была! И по чьей-то неведомой воле она реализовалась, в результате чего погибла жена главного героя.

Казалось бы, прими это, подумай о вечном, помолись богу (если веруешь), но персонаж Миккельсена исповедует иные принципы. Он верит, что способен держать всё под контролем, что он хороший отец, супруг, солдат, гражданин... А между тем, всё валится у него из рук, и, конечно, мужчина не может это не чувствовать. Увы, ответом на неурядицы в его жизни становится месть совершенно незнакомым и, как это ни удивительно, невиновным людям. Именно на них он перекладывает ответственность за свои неудачи и беды. То же самое делают и его приятели, чьи судьбы также складывались не лучшим образом. Стремясь раз и навсегда решить свои проблемы, они проецируют зло вовне и начинают отчаянно бороться с ним, вынуждая своих противников прибегать к ответным мерам. К чему это привело, мы можем убедиться по сцене перестрелки в доме.

Финал картины тем не менее счастливый: несчастный персонаж Миккельсена осознаёт, что ему нужна помощь и поддержка, несколько успокаиваются и его соратники, все злодеи убиты. Хэппи-энд? По американским меркам да, но не будем забывать, что перед нами пародия, пусть и печальная, на Голливуд. Мстители, боровшиеся с преступностью, оказались одержимыми маньяками, а их смертельные враги - невинными жертвами. По крайней мере убиты они были не за свои злодеяния, а это не очень-то вяжется с идеей справедливости. Перед нами развенчание мифа о героях, защитниках человечества, превратившихся в свои полные противоположности, в тех же самых убийц. Конечно, в конце герои всё понимают и исправляются, но это лишь вишенка на торте, а не его наполнение. Содержимое, к сожалению, намного мрачнее и несёт в себе оттенок предупреждения всем, кто помышляет о самоуправстве и самосуде во имя благих намерений, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.

И в заключение, хочется отметить, что героев подвело именно то, к чему они апеллировали, - математика. Своеобразный укол в адрес общества, пытающегося решить все свои проблемы взмахом "волшебной палочки" науки. Возможно, потому, что формула и расчёт - это не ответ, а только часть вопроса, решать который предстоит совсем другой инстанции - свободной воле человека. И вот здесь уже не может быть никаких случайностей.



Читайте также
19 марта
15:20
Чем заняться во время карантина. Наша онлайн-подборка
13 сентября
18:40
Музее Победы покажут дебютный фильм Хабенского "Собибор"