Как это, «Быть Фетом»?

Сегодня мы окунемся в яркую и противоречивую инсталляцию, посвященную великому поэту, и ответим на вопрос: «Каково это – быть Фетом?»

22 марта
23:10

Сегодня мы окунемся в яркую и противоречивую инсталляцию, посвященную великому поэту, и ответим на вопрос: «Каково это – быть Фетом?»

 4 марта в Доме И.С. Остроухова – главной площадке Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля – открылась выставка «Быть Фетом», посвященная жизни великого поэта и приуроченная к 200-летию со дня его рождения. Основатели выставки ставили своей целью комплексно изучить личность писателя – его жизненные трудности, творчество, круг общения, личностные характеристики.

Афанасий Афанасьевич Фет, по задумке создателей, должен сформироваться в нашем сознании не только как великий поэт, но и как личность, имеющая свои чувства и желания, в которой посетители могут найти отражение самих себя. Путешествие по жизни писателя мы начинаем не с сухой биографии и списка дат, а с «интервью» Фета Т.Л. Сухотиной-Толстой – дочери его хорошего друга Л. Толстого.

Какую цель преследуете в жизни?– Полезность.

В чем счастье?– Видеть плоды усилий.

Какой смертью хотели бы умереть?– Мгновенной.

Были ли влюблены и сколько раз?– Два раза.

Поэт не многословен, однако по ответам на такие личные вопросы можно многое сказать о личности. Основатели выставки подчеркивают – они установили данную экспозицию первой специально, ведь так гораздо ярче прослеживается характер Афанасия Афанасьевича, его жизненные ценности, и, значит, и его творчество становится нам понятнее и ближе.

Рядом расположен интерактивный видеоряд: современные поэты рассказывают о том, как они воспринимают творчество Фета. Данное решение также подчеркивает мотив всей выставки – многогранность и преломляемость. Каждый воспринимает поэта по-своему и «преломляет» его в сознании – отождествляет личность Фета со своим собственным «Я», ведь только таким образом можно прочувствовать поэзию Афанасия Афанасьевича.

«Ношу в груди как огный Серафим

Огонь сильней и ярче всей вселенной…»

В этих строчках авторы выставки «Быть Фетом» видят цель жизни поэта, его предназначение. Они, как и сам поэт, постарались «выразить невыразимое» в первом – поэтическом зале выставки. Инсталляцию составляют парящие в воздухе буквы, освещаемые прожекторами и складывающиеся в строчки из стихотворений Фета. Необычным решением показалось установка в центре зала пяти черных кубов, если заглянуть в них через глазок, можно увидеть строчки первых детских переводов А.А. Фета, а также горсть земли из Орловской губернии, где поэт провел много лет своей жизни. Данный прием, при котором зритель остается с важными для писателя предметами как бы «с глазу на глаз», создает личную, можно даже сказать интимную, связь с личностью Фета.

Второй зал – биографический – рассказывает об основных этапах жизни великого поэта. Интересно здесь то, что биография развертывается перед нами не в исторической последовательности, а частями. По словам создателей инсталляции – для создания образа личности не нужно пересказывать ее биографию дословно, ведь в человеческом сознании важные этапы располагаются не линейно, а сумбурно – независимо от времени. Именно по этой причине было принято решение расположить факты из биографии Фета на кубах – так мы можем как бы «прикоснуться» к тем или иным этапам жизни поэта, «потрогать» их. Жизненные сюжеты можно рассматривать, начиная из любой точки жизни писателя, и, таким образом, открывать его с новых и новых сторон.

Третий зал – самый нагроможденный и яркий – представляет собой «шум времени», то есть условия, в которых Афанасию Афанасьевичу приходилось жить и творить. Здесь представлены многочисленные архивные материалы: фотографии, письма, черновики из собрания Государственного музея истории российской литературы. Наибольший интерес в данном зале представляет инсталляция, посвященная первой люби Фета – «платье в огне» как бы рассказывает историю юной Марины Лазич, которая трагически погибла в пожаре. Рядом располагается олицетворение еще одной трагической истории жизни Фета – символ камергерского мундира. Военная тема неразрывна шла рядом с Фетом – на протяжении всей своей жизни Афанасий Афанасьевич добивался отнятого у него вместе с фамилией титула и статуса и по этой причине много лет посвятил военной службе. Если поднять глаза наверх, можно увидеть пустые рамы – неизвестные сюжеты жизни поэта, нераскрытые тайны.  

Перемещаясь между выставочными залами, посетители видят на стенах спутанные линии-надписи – так создатели метафорически показали процесс работы с многочисленными документами, линии судьбы писателя, которые нам предстоит самостоятельно распутать.  

Каждый из залов раскрывает перед нами личность великого поэта с новой стороны, и только наше дело – решить, какая из сторон Афанасия Афанасьевича Фета для нас ближе. 



Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
06 марта
21:45
«Боб в Марле», «Бедросыч» и «Планета Игоря Николаева»: как московские концептуалисты видят звезд поп-культуры.
04 марта
17:00
Никогда не верьте своим ожиданиям: выставка “Видения звезд”
02 марта
11:55
Москва встретила картины Александра Кабина

Мероприятия следующей недели