«Мы в любви и в гневе»: тяжкое бремя в «Позывном «Пассажир»

«Мы в любви и в гневе»: тяжкое бремя в «Позывном «Пассажир»

15 марта
18:25

Источник: kino-teatr.ru

14 марта 2024 года в кинотеатре «Москино Молодёжный» состоялся специальный показ российской драмы «Позывной «Пассажир» о столкновении лощёного московского писателя с Патриарших прудов с суровой и беспощадной реальностью событий на Донбассе с 2014 года. Каким вышел фильм?

2015 год. Москва. Николай Рябинин – молодой писатель, издавший книгу о жизни на «Патриках» (прим. авт. – Патриарших прудах) и весело проводящий время на вечеринках. И всё это на фоне бесконечных новостей о насилии, которое чинят украинские силовики на Донбассе. Николай отмахивается от них как от назойливой мух, пока не наносит визит попавшей в больницу матери.

Брат, с которым писатель давно рассорился, пропал без вести на Донбассе. Отец Николая – явно умудренный жизнью и обладающий добрым сердцем мужчина. Ему важна судьба братского народа. Он попрекает главного героя за отношение к ситуации на Украине как к тому, во что лезть не стоит:

- «Чужая страна, сами разберутся»… Вот из-за этого всё и произошло. Уже 2015 год, а всё «разобраться» не могут».

Тем не менее, сам пожилой мужчина намеревается отправиться на поиски старшего сына. Однако Николай находит мужество взять это бремя на себя, не имея ни малейшего представления, насколько сильно изменится его жизнь. 

10 лет назад он не вступился за брата в дворовой драке двух против одного. Однако теперь он не струсит и сделает всё, чтобы отыскать его, прошедшего обе Чеченские войны.

В батальоне «Аврора», в котором служил и Алексей Рябинин (брат Николая), «пассажира» встречают люди совершенно разных народов и мировоззрений: чеченец Адам Цингиев, представители восточных народов с прозвищами «Брюс Ли» и «Орда», увлечённый музыкой «Артист», сам командир «Курок». На фронте нет смысла отнекиваться друг от друга, к какой бы культуре ты ни относился:

«Здесь все братья».

И всё же далеко не сразу Николая приняли в свои ряды: он, «пассажир», так тут просто, проездом, брата ищет. Весь такой лощёный, в модной кожанке да в белоснежных (!) кроссовках. И в «учебке» (прим. авт. – учебной части) он не был. Какой же ему воевать?

«Вижу, что пассажир: одет изысканно».

И всё же главный герой может постоять за себя и своих товарищей, чем завоёвывает расположение «братьев». В одиночку справиться практически невозможно, поскольку в этих тяжелых условиях каждый день может стать последним. 

Однако герои не отчаиваются, даже несмотря на то, что многие из них несут бремя личных трагедий.  Люди продолжают тянуться к творчеству: играть на разных музыкальных инструментах как классические, так и попсовые песни, а также писать стихи. Вера также занимает вовсе не последнее место в их жизни: Адам совершает намаз, а  дерево на окраине поселения украшают иконами. Сельские жители готовят еду нашим «братьям», помогают и поддерживают, не забывая про воспитание своих детей. История совсем маленького Митьки, желающего вступить в батальон, но вынужденного учить «Евгения Онегина», не может оставить зрителя равнодушным.

Не менее интересна и сюжетная линия человека, Бог для которого – это сама «война», которая вывела его из тюрьмы. Его девиз по жизни прост и омерзителен:

«Надо брать всё, что плохо лежит: война всё спишет».

И всё в нём отвращение вызывает: мимика, интонации, риторика, принципы.

Вот любовная линия едва ли кажется уместной в данном фильме. Можно было бы абсолютно спокойно обойтись без неё, не особо обоснованной и значимой роли не играющей. Тем не менее, в Варе мы видим образ сильной женщины и матери, до последнего цепляющейся за жизнь и здоровье и своих близких, и себя самой.

Не совсем понятны и успехи «Пассажира» на фронте. Быть может, отец со связями в военкомате да брат-ветеран двух военных конфликтов внесли свою лепту в это дело, но всё же не совсем понятно, как писатель, будто впервые взявший оружие в руки, тут же начинает метко попадать в цели. И происходящее на фронте его будто особо и не трогает, будто не в первый раз в таких условиях оказывается. Хотя к концу фильма и закрепляется мысль, что главный герой иначе уже жить и не сможет. Это уже просто не для него.

В целом фильм яркий, насыщенный событиями, берущий за живое. И говорит на понятном зрителю языке, и образы в нём довольно доступные (хотя, конечно, быть может, и перевод кадра на небо в значении поражения уже требует незначительной подготовки). 

И всё же создаётся впечатление некой незавершённости работы над картиной: следовало бы сделать её более складной, с более ровной тональностью. Однако быть может, не так уж это и важно в данном случае? Ведь эмоциональный подъём создан, закреплён финальными кадрами. Герой готов к дальнейшим подвигам. А вместе с ним готовы делать всё, что в наших силах, и мы сами.

В основу сюжета лёг роман Александра Проханова «Убийство городов».

Режиссёром картины выступил Илья Казанков («Петля Нестерова»). Среди сценаристов – Илья Казанков и писатель Александр Проханов. Продюсеры же – Максим Королев («Янычар»), Ольга Журавлёва («Моя мама – шпион») и Сергей Репников («Только по любви»). Оператор – Андрей Вакорин («Сонька Золотая ручка»).

В актёрский состав вошли Антон Шагин («Конёк-Горбунок»), Виталий Кищенко («Лена и справедливость»), Сергей Горобченко («Бумер»), Алексей Шевченков («Красный призрак»), Александр Михайлов («Есенин»), Надежда Маркина («Русские горки»), Сослан Фидаров («Кухня») и многие другие.

Премьера фильма состоялась 14 марта 2024 года.

До встречи в Синематографе!

kino-teatr.ru kino-teatr.ru
kino-teatr.ru kino-teatr.ru
kino-teatr.ru kino-teatr.ru

Читайте также
19 апреля
18:00
Выставки в SISTEMA GALLERY
18 апреля
19:00
Спектакль «Хвала Котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»
12 апреля
15:40
Дальневосточные ученые выяснили, что морские обитатели способны разлагать пластик