Нас с детства учат уважать старших, слушаться родителей и не грубить учителям. Но когда речь заходит об уважении к чужой религии или национальности, многие разводят руками. Одни люди непреклонны в своих взглядах, другие — не знают, как можно относиться к людям иначе. Их просто не научили. Развивать толерантность — принятие, уважение чужого образа жизни — надо с раннего возраста, считает директор Центра толерантности Анна Макарчук. В интервью Первому студенческому эксперт объяснила, с чем нельзя путать толерантность, как ее воспитать в себе.
— Давайте начнем с самого общего вопроса, что вообще входит в понятие «толерантность»? И почему вы решили заняться именно этим вопросом?
— Толерантность – это искусство жить в мире разнообразия. Почему я этим занимаюсь? Потому, что считаю, что толерантность — самое человеческое качество, свойство, высшее проявление человечности. Один из главных вызовов человеческой цивилизации, — это увеличение разнообразия. С годами каждый из нас будет сталкиваться с все более и более разными людьми в нашей учебе, работе, повседневности. И нам нужно будет научиться взаимодействовать с ними, понимать их, быть понятными для них. А если не научимся, то с неизбежностью будем накапливать социальное напряжение, ксенофобию, ненависть… То есть толерантность и сейчас является условием выживания нашей цивилизации.
— Хотел бы тогда уточнить: что вы подразумеваете под «разнообразием в цивилизации»?
— Разнообразие означает, что в обществе, в сообществе, в коллективе одновременно и на ранвых правах живут, взаимодействуют самые-самые разные люди, разных культур, религий, мировоззрений, возрастов. У нас с вами, наверное, найдется полторы тысячи оснований для разнообразия и столько же — для сходства.
— А есть ли вообще тенденция к искажению традиционного понятия «толерантность»?
— Есть. Толерантность неправильно трактуется как терпимость. Это очень давний и трагически неверный перевод понятия толерантности.
Настоящая толерантность ничего не имеет общего с необходимостью терпеть что-то, что не нравится. Терпеть неприятно, и в целом вредно.
Поэтому если что-то в поведении, в действиях, в окружающей действительности доставляет мне дискомфорт, толерантным действием для меня было бы поискать социально приемлемый способ изменения ситуации таким образом, чтобы дискомфорт был снят. Например, обсудить, применить законодательные нормы, которые существуют. Способов, как мы можем социально приемлемым способом изменить ситуацию, очень много. Собственно говоря, толерантность и заключается в том, чтобы найти такой способ. Как нам, разным людям, научиться жить вместе.
— Есть ли проблема гиперболизации толерантности в современном мире? И как она проявляется?
— В правильном понимании толерантности, о котором я сказала выше, а именно в качестве активной позиции конструктивного преобразования, нет. А в неправильном — любая попытка терпеть является неправильной, независимо от того, на каком уровне и в каком количестве мы будем терпеть. Вопрос не количества, а качества.
— По-вашему, с какого возраста стоит развивать толерантность в людях? И как это сделать наиболее экологичным образом?
— Если мы говорим о воспитании толерантности или человечности в семье, то необходимо делать это с самого рождения. Каждая семья уникальна и сложно давать универсальные советы, но вот несколько самых общих принципов: очень важен личный пример, ведь на самом деле дети учатся в первую очередь при помощи наблюдения и подражания. Если ребенок видит, что родители избегают нового и неизвестного, настороженно относятся к непохожим на них людям, не любят незнакомцев, то ребенок будет испытывать этот стресс на неосознанном уровне.
Еще очень важно с раннего возраста создавать для ребенка условия, в которых он сможет получить опыт взаимодействия в мире разнообразия: с людьми разных возрастов, культур, темпераментов, с людьми с инвалидностью. Наш собственный опыт — это второй столп обучения. И этот опыт научит ребенка искусству жить в мире различий, то есть быть толерантным.
Если говорить о системе образования, то здесь мой ответ будет тот же: с детского сада. В этой связи важно инклюзивное образование (форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. — прим. ред.).
Толерантности невозможно научить, рассказывая что-то правильное или давая какие-то готовые ответы на вопросы. Простые беседы здесь не помогут. Они, конечно, не помешают, но опыт гораздо важнее.
Мне кажется, стратегически важным обучение педагогов, воспитателей, учителей тому, как они могут создавать эту инклюзивную среду. Необходимо, чтобы среди взрослых, задействованных в образовании, люди сами были носителями ценности толерантности. Иначе это не работает. Нельзя человеку «запихать» толерантность, но он может стать толерантным, если дать ему возможность пробовать.
— Какие мыслители, ученые внесли особый вклад в исследование толерантности?
—[Теодор] Адорно — замечательный философ и социолог, который проводил исследования во времена Второй мировой войны. Он выделил такой конструкт, как «авторитарная личность». Среди наших современников я бы, конечно, упомянула Александра Григорьевича Асмолова. Великий психолог и мыслитель, очень много времени посвятил изучению толерантности и сам, наверное, является примером, образцом толерантности.
— Какой совет вы бы дали людям, которые хотят быть более толерантными?
— Толерантность — про то, когда я на той стороне коммуникации вижу человека, а не представителя какой-то группы — этнической, возрастной, религиозной, то есть когда ярлык не заслоняет мне человека.
Когда передо мной конкретный, уникальный. неповторимый человек, тут не будет места для ксенофобии или интолерантности. Поэтому мой совет: если когда-нибудь в своей голове, в своем внутреннем монологе или диалоге вы услышите, что «это все потому, что *название социальной группы* — такие-то…» (неважно, что это за группа и что это за коннотация, положительная или отрицательная), как только поведение человекам вы будете объяснять только тем, что вы относитесь к какой-то группе, вы делаете шаг от толерантности к ксенофобии, к дискриминации.
Поэтому, как только вы услышите у себя в голове эту формулу, остановитесь. Протрите «оптику», через которую смотрите, и вы увидите там конкретного человека, поведение которого гораздо сложнее и интереснее, чем характеристика любой группы.