Идеологическая работа в советских мультфильмах

Идеологическая работа в советских мультфильмах

Невидимая пропаганда с приветом из нашего детства
07 сентября
11:05

Источник:

Как говорил Владимир Ильич Ленин «Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк». Правда, иногда этому высказыванию приписывают ещё и начало: «Пока народ безграмотен».

Но непонятно, насколько это достоверно… А в прочем, в данном контексте не столь важна чёткость и корректность цитаты, ведь кино – это тот самый идеальный симбиоз приятного и полезного. Как ни крути мы что-то да подчеркнём для себя при просмотре: как правильно будет поступить в той или иной ситуации или, наоборот, как никогда и ни за что нельзя делать, увидеть иную позицию и отношение персонажей к аналогичному случаю из жизни, ну или, в крайнем случае, понять, что этот жанр фильма не твой. Но сейчас не об этом. На мой взгляд, нацеленность производителя (в нашем случае, государства) на использование продуктов массовой культуры как инструмент манипулирования сознанием людей является наиболее разумной целью. Это что-то вроде так называемой «мягкой силы» во внешней политике. В данной статье рассматриваемый период – СССР, а что первым делом приходит на ум, когда мы слышим или видим это сочетание букв? Идеология! Ну и её близкая подруга – цензура. Именно под её горячую руку попало множество продуктов искусства. Среди них были также и мультфильмы, целевой аудиторией которых были дети. Но как так вышло? Значит, есть, что скрывать. Поэтому давайте разбираться.

    1.«Петя и Красная Шапочка», 1958 год

Собственно, со случайного просмотра этого мультфильма и возникла идея создания этой статьи. Я видела его и в детстве, что уж скрывать, даже не один раз. Само собой, тогда я никакого подтекста даже и не думала искать. Итак, сюжет совсем не замысловатый – пионер Петя Иванов (обычное имя, обычная фамилия, обычный советский школьник) через чёрный вход попадает в кинозал, потому что не захотел приобрести билет. Там показывали мультик про Красную Шапочку, ну и так получилось, что он случайно попадает прямо в эту сказку. Он осознаёт это и сразу возомнил себя главным героем всей истории и считает своим долгом изменить ход событий. Теперь его цель – разоблачить волка, пока не случилось беды. Дальше уже сама линия повествования не столь интересна – у Пети, естественно, всё получается. Здесь нам больше важны детали, кроющиеся во фразе «Честное пионерское!», которую он использовал уже больше как междометие. Ну и что окончательно меня добивает и раскрывает глаза – фраза самой Красной Шапочки уже в самом конце (когда её спасли): «Господин Петя Иванов, вы настоящий пионер». И тут стало ясно, что идея мультфильма – формирование образа того самого советского человека: смелого, доброго, смекалистого, всегда готового прийти на помощь слабым и т.д., и т.п. Правда, пока только на стадии пионера, но всё же.

1694075470_1jpg.jpg

      2. «Скорая помощь», 1949 год

Другой мультфильм, только его политическая составляющая ощущается уже куда сильнее.  Начинается он с объяснения, что у зайцев начался свадебный сезон, но вот не задача, у главного героя (естественно, также зайца) шкура совсем износилась. Ничего не поделать, пришлось свататься так. Невеста отказывает ему именно по этой причине. Далее в страну прибывает некий мистер Удав, заявляющий, что окажет бедным длинноухим «скорую помощь» - и каждый сможет получить 7 новых шкурок. Конечно, наш горе-жених на радостях отправляется за ними. Свиту Удава составляли 2 волка: они были очень крупными. Глядя на всю эту картину, мне в голову сразу пришла мысль об аллюзии на капиталистическое общество – сытые (на просьбу зайца съесть его они лишь брезгливо отмахнулись) крупные волки и маленький зайчишка ободранец. То есть буржуй и простой работяга. Когда заяц прибыл на место назначения, всю его одежду отобрали, но взамен и вправду выдали новую шкурку. Примечательно, что только тогда волки захотели его съесть – когда он остался как бы без имущества. На что шубовый барон им заявляет:  

– «Это не бизнес есть одного тощего зайца»

– «А что будет бизнесом?»

– «Увидите»

Заяц возвращается домой и спешит поделиться со всеми своими знакомыми зайцами своим уловом и агитирует их тоже встать в очередь за шубой. Все уже были готовы бежать туда и только ежи усомнились в этом, апеллируя к тому, что им не стоит забывать, с кем имеют дело. «Волки уже не волки! Мистер удав внушил им добродетель», - парирует наш герой. Но увы, счастливому финалу не было дано случиться. Как только всех зайцев обчистили, Удав заявил о прекращении выдачи шуб. Конечно же, заяц-жених побежал разбираться, почему же у его возлюбленной отобрали всё. На что и у него забрали его свежеподаренную шубку. На что змей-предприниматель провозгласил: «Вот это и есть бизнес!». 

Не трудно догадаться, что в мультфильме обличается порочность логики капиталистических отношений и это хорошо прослеживается в отдельных деталях. Во-первых, у нас есть хитрый и изощрённый змей-искуситель, который обманывает наиболее незащищённую категорию населения – маленьких зайчиков. Во-вторых, у удава изначально было всего 7 новых шкурок, а в своей рекламной кампании он заявлял, что каждый получит ПО 7. То есть, он попросту завлекал покупателей, ведь в капитализме необязательно говорить правду и отвечать за свои слова. Ну и в-третьих, побочные символы, как, например, обозначенная улица Удав-стрит – пародия на реально существующую Уолл-стрит – и сама машина «скорой помощи» - из неё вылетали такие плакаты, как «Курите сигареты!» (т.е. Удав пытался привить зайцам ложные потребности путём навязывания определённой моды, лишь привлечь клиентскую базу).

1694075314_2jpg.jpg

      3.Чиполлино», 1961 год

Учитывая, что Джанни Родари был социалистом, специфика произведения была предопределена. Сейчас следует попробовать проследить степень раскрытия замысла работы итальянского писателя нашими художниками. Итак, мультфильм начинается с «покушения» на важную государственную фигуру –принца Лимона. Ну как покушения, луковка Чиполлино случайно наступает ему на ногу из-за того, что его толкнули в толпе. На маленького мальчика тут же начинаются гонения и над ним нависает угроза смертной казни. Но отец Чиполлино выгораживает его и берёт всю вину на себя, из-за чего и попадает в тюрьму. Сын, безусловно, навещает его и спрашивает, какого это находится среди разбойников. Чиполлоне отвечает: «Тут все порядочные люди, а они принцу не по нутру». Значит, мы можем сделать вывод, что там, скорее всего, политзаключённые.

Далее Чиполлино прогуливается по округе и натыкается на дедушку Тыкву, строящего дом из критически малого количества материалов, указывая на то, что одного кирпича для дома мало, два кирпича – лучше, но не то. Идея такова – чем больше, тем лучше для «дома», который выступает символом некой идеи, идеала. То есть, нужна подпитка – в особенности в виде человеческих ресурсов. Но философствование прерывает внезапно появившийся сеньор Помидор, который с ходу объявляет Тыкву преступником, за то, что он построил свою ветхую лачужку на территории графинь Вишен (с учётом того, что разрешение было получено). Красный барон в ответ на все возражения завопил: «Молчать! Конфискую! Здесь будет жить злая собака» т.е. в уже готовом доме, построенном за счёт простого рабочего, а собаке вообще в этом нет надобности. Здесь показана любовь наиболее обеспеченных наживаться на горе наименее защищённых. Даже если они могут купить весь мир буквально. Другой показательный пример по этой же проблеме. Гусеница, у которой куча ног (мне кажется, здесь напрямую отсылают к денежному изобилию), идёт к Чиполлино, который чистит на улице обувь за совсем не большие деньги - 10 лир с персоны. Т.е стоимость чистки не взимается с каждого вымытого башмака. Но мало того, что она не заплатила Чиполлино больше справедливости ради, так она ещё и намеренно его вылавливала с этой целью - Чиполлино, представив масштаб работы и несоизмеримо малую сумму, которую он за это получит, понял, что тут надо бежать.

Ну а друзья Чиполлино (заметьте, и овощи, и фрукты – по этому признаку присутствует дискриминация) тем временем объединились – их «дом» стал лучше выглядеть – символ процветания их оппозиции. Далее по сюжету присутствует множество указаний на то насколько жадны, мелочны, трусливы и не приспособлены к реальной жизни богатейшие и знатнейшие представители королевства. Забавными мне показались два момента. Когда объявили об усилении поиска мальчика-луковки, графини решили немедленно уезжать за границу – типичный поступок представителей интеллигенции в трудные времена. И то, что забор, отделяющий территорию владений этих самых графинь от мира «простых смертных» не выполняет свой функционал. Т.е. толстый зажиточный сеньор Помидор попросту не может догнать убегающих от него «преступников» - те-то с лёгкостью пролезают через ограждение, скорее всего, из-за куда менее праздного уровня жизни. Застревает один лишь дедушка Тыква – и то в области головы, как самый мудрый представитель «партии Чиполлино».

Но пока до хэппи-энда далековато и мы продолжаем наблюдать. Когда Тыкве озвучивают приговор и заявляют, что дом подлежит уничтожению, он до последнего защищает самую дорогую для него вещь, всё, что у него есть – его домик (идею). Однако, после долгожданного свержения принца Лимона (воспримем произошедшее как революцию) все вместе фрукты, овощи и ягоды общими усилиями строят огромный дом. А значит, происходит окончательное созревание и расцвет (воплощение) их идеи. Ну и безусловно некое уравнивание противоборствующих классов - социалистический идеал.

1694075437_3jpg.jpg

Какой же вывод мы можем сделать на основании вышесказанного? Удручающий, на самом деле. Если вы думаете, что вы тот самый «не такой человек» и у вас во всю работает критическое мышление, что спасены от влияния пропаганды – это не так. Она всегда так или иначе присутствует, даже в самом демократическом государстве и это норма - в этом и суть любой политики. Конкретно сейчас меня больше напрягает именно работа советской идеологии, рассмотренная выше. Использование политики в безобидных мультиках да ещё и в таком свете – это определённый злобный гений, ужасающий и восхищающий одновременно. Ну а что поделать, массовая культура просто-напросто отвечала вызовам времени. Поэтому я хочу сказать, что несклонна очернять советские мультфильмы. Для меня и многих других – это детство, прекрасное, солнечное и беззаботное. Советские шедевры всё равно не находят равных себе по всему миру и по сей день. Они так и останутся островком добра, понимания, сострадания, сотрудничества и братства, кладезью важнейших жизненных уроков и путеводителем в мир дружбы и любви.


Читайте также
11 апреля
17:45
На Московской ярмарке Non-fiction состоялась презентация книги: «Центральная Азия: от века Империи до наших днейих дней»
20 марта
12:30
Как прошёл концерт, посвященный 10-й годовщине воссоединения Крыма с Россией
15 марта
10:25
Владислав Даванков как кандидат в Президенты РФ