Летопись. 1900-е

Летопись. 1900-е

26 марта
04:15

Источник:

Мы продолжаем изучать историю кино, и на этот раз повествование коснется 1900-х годов.

Ключевым моментом в этот период стало возникновение монтажа. Да не просто склеек по планам, а с весьма интересными приемами. Так, в фильме «Нападение на миссию в Китае» (1900) Уильямсона впервые появились задатки параллельного монтажа – чередования сцен, которые происходят одновременно в разных местах. Зрители в одном кадре, разделенном на несколько обособленных в пространстве моментов, увидели нападающих, защищающихся и спешащих на помощь моряков. А в картине «Большое ограбление поезда» (1903) Портера всех пугал инородный элемент, не связанный с содержанием, – крупный план главаря бандитов. Это был чуть ли не первый ударный эпизод в истории кино. Мужчина с экрана целился пистолетом в аудиторию. По свидетельствам историков директора кинозалов были вольны показывать его либо в начале, либо в конце фильма.

gTRcN-wQSxo.jpg?size=900x581&quality=96&sign=74f2e5d98c56ee99cbe317f03fdf52dc&type=album

Помимо монтажа, решающим фактором стало возникновение любимого всеми Голливуда.  Интересно, что в этом году он празднует 115-ый день рождения. Появлению «района кинематографистов» способствовали два факта. Во-первых, в Калифорнии можно было спрятаться от монополии Томаса Эдисона на оборудование. А, во-вторых, климатические условия позволяли снимать фильмы без искусственного освещения почти круглый год. Идеальное место, не правда ли?

Именно там и начинает карьеру один из известнейших режиссеров немого кино – Дэвид Уорк Гриффит. Его вклад в кинематограф огромен! Гриффит предложил делать фильмы без объясняющих титров с текстом, провел реформу актерской игры, придумал прототип съемочного крана, разработал многообразные приемы монтажа.

Дэвид Уорк Гриффит:

Кино – это ребенок, рождение которого совпало с нашим поколением. Нам, несведущим, трудно представить его возможности даже в мечтах. Но нам следует обращаться с ним хорошо – так, чтобы, когда он вырос, он смог оглянуться на свое детство без сожаления.   

TdCgXcsdjoc.jpg?size=1013x696&quality=96&sign=af5740487bd8b60ddc0aa850347f34d7&type=album

Любопытно, что Эйзенштейн заимствовал способы склеек именно у Гриффита. И, когда последнего начали забывать, весь мир решил, что создатель приемов – именно Сергей Михайлович. Использованная им манера стыка кадров получила название «русский монтаж».

Кстати о России! Американский кинематограф совсем не был популярен у отечественных зрителей. А картины снимались на примерах европейских фильмов. Первое русское игровое кино – «Понизовая вольница» (1908) режиссера Дранкова. На фильм оказали влияние французские картины, похожие на театральные представления, а также отечественные лубочные книжки – своего рода «русские комиксы».

JTEVtbovNS4.jpg?size=1610x900&quality=96&sign=67b95b327d3f6232562f53c835061811&type=album

Вообще, наши первые картины были киноиллюстрациями. Они воспроизводили сюжеты различных литературных произведений. В детали в основном не вдавались, а содержание освещали поверхностно. Да что там! Часто несколькими фирмами выбиралось одинаковое произведение, в связи с чем  устраивались соревнования. У кого раньше выходил фильм, у того и кассовый сбор был больше. Ведь зрители не хотели смотреть почти одно и то же. Поэтому кинематографисты переживали скорее за бюджет, нежели за содержание.

Интересно, что именно в это время начали появляться первые проходимцы. Например, Мэтр – французский режиссер, сделавший в России кино по произведению Пушкина «Цыганы». Он не читал произведение, поэтому неправильно передал суть. Фильм не понравился аудитории, хоть и был цветным.

А что касается самой Франции, да и других стран, то у каждого государства прослеживались свои особенности. Так, вышеупомянутая держава была знаменита драмами, поражающими пышностью. Дания и Германия отличались психологическими сюжетами. Италия славилась красивыми актрисами. И именно с них, а не с Голливуда, началась система звезд. А выпускала главная страна Апеннинского полуострова псевдоисторические боевики. Однако историей была одержима не только она!

Исторический фильм как жанр был очень популярен. Существовали две тенденции. Первая – это документальная. Она включала в себя объективное зрелище без режиссерской трактовки. Так, «Коронацию Эдуарда VII» (1902) Мельес  снял за полтора месяца до самой церемонии. Вторая тенденция – театрализованная. Она, напротив, определялась условной реальностью и определенной режиссерской точкой зрения на материал. Например, в «Убийстве герцога Гиза» (1908) событие трактуется как вероломное предательство.

K600LroO7Eo.jpg?size=600x368&quality=96&sign=81f93f815699b29ef8e30ed98713c2e0&type=album

А в России на историческую тему был снял первый в стране полнометражный фильм. Но об этом мы расскажем уже в следующей статье раздела «Летопись».      


Читайте также
15 марта
18:25
«Мы в любви и в гневе»: тяжкое бремя в «Позывном «Пассажир»
09 марта
19:30
Провал «Винни-Пуха» и неудачная игра Меган Фокс: кто стал лауреатом «Золотой малины»
28 февраля
23:45
«Границы безумия»: Есть ли рамки допустимого в допросах? Может ли один допрос перевернуть жизнь человека с ног на голову?