Восход «Солнца Италии» : о жизни и творчестве Джоаккино Россини  

Восход «Солнца Италии» : о жизни и творчестве Джоаккино Россини  

232 года со Дня рождения великого итальянского композитора Джоаккино Россини.
29 февраля
02:05

Источник:

29 февраля исполняется 232 года со дня рождения автора всемирно известных оперных шедевров Джоаккино Россини. Сегодня весь музыкальный мир чествует короля итальянской классической музыки, написавшего к 40 годам 39 опер.

Неудивительно, что Россини связал свою жизнь с музыкой: его мама была оперной певицей, а папа играл на валторне и трубе. При этом родителям не сразу удалось наставить сына на музыкальный путь. Неусидчивость и озорной нрав стали преградой на музыкальном пути. Ключевую роль в его творческой жизни сыграло поступление в Болонский музыкальный лицей. До этого музыкальным образованием юного дарования занимались местные учителя, большого толку от таких занятий не получалось. Однако уже тогда стало ясно, что мальчика ждет блестящее будущее.

Юный автор написал свою оперу «Деметрио и Полибио» еще в 14 лет и обрел известность после выхода оперы «Брачный Вексель» четыре года спустя. Он работал в экстремальном темпе: откладывал произведение до крайнего срока и в последний момент начинал творить.  

Ведущими чертами творчества Россини называли склонность к песенным вдохновенным мелодиями, за которые его прозвали «итальянским Моцартом». Увертюры к операм автора стали вневременными хитами всех концертных программ. Композитор продолжил работать в жанре вокализа вслед за его основателями Жан-Батистом Люлли и Жан-Филиппом Рамо. Особенность этого музыкального направления заключается в пении без единого слова. Главный инструмент в вокализе -  человеческий голос, воспроизводящий звуки с помощью гласных. Сперва он создавался с целью отработки вокальной техники певцов. В XVII веке с его помощью было возможно выработать гибкость голоса и облегчить звучание. Впоследствии вокализ развивался  и обрел новые формы и значения в мире музыки благодаря мэтрам.

Творчество Россини моментально пришлось по вкусу требовательной итальянской публике, и оперы начинающего гения стали ставить не только в Венеции, но и во многих других городах Италии. Оперу «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» за один сезон показали свыше 50 раз.

Значимым событием в жизни мастера стал переезд в Неаполь в 1815 году для работы в королевских театрах. В оперной столице Европы молодому композитору была оказана честь возглавить лучшую оперную площадку Teatro di San Carlo.

Наиболее продуктивным периодом в творчестве композитора стали 1815–1822 годы. За эти 7 семи лет  Россини написал 18 опер, среди которых его визитная карточка – «Золушка», основанная на сказке Шарля Перро.

 Позднее автор принесет свою музыку и в Англию. Россини впервые посетил Лондон по специальному приглашению Королевского театра. Однако знакомство Россини с местной взыскательной публикой задалось не сразу. По-настоящему завоевать слушателей композитору удалось только в 1815 году благодаря опере «Елизавета, королева Англии».

Ошеломительный успех ждал Россини и во Франции. Здесь он получил звание генерального инспектора пения и композитора его величества; почетную должность в королевской свите, а также совета по управлению королевскими музыкальными школами и членом комитета театра Оперы.

«Вильгельм Телль» стал заключительной и самой ожидаемой оперой автора. 7 августа 1829 года, Карл X вручил Россини высшую награду во Франции - орден высшей  Почетного Легиона. Хотя большинство аристократии  встретило произведение достаточно холодно из-за его сложности, автор получил особый подарок. Из-за отсутствия популярности у интеллигенции было решено давать оперу в урезанном виде, чтобы не погрязнуть в убытках.

Всемирная слава и признание пришли к Россини с «Севильским цирюльником». Сам композитор утверждал, что написал произведение всего за 12 дней. Из-за этого он не успел написать к опере увертюру и взял её из другого своего произведения, в котором уже звучала заимствованная дважды мелодия. Так одна и та же увертюра прозвучала в четырех операх автора. Вероятно, композитор видел в ней больше смыслов, чем позволяла вместить одна опера.

В 1820-1830 годах в итальянской опере начались серьезные изменения – набирал популярность новый стиль «веризм». Акцент отныне ставился на социальную критику и реализм. Композитор же не гнался за новомодными течениями и продолжал работать в  привычном направлении. Россини осознавал, что его творчество начинает устаревать  и прекратил писать оперы в 37-летнем возрасте. И все же его имя навечно вписано в историю как символ эпохи раннего романтизм.

Так, добровольная «пенсия» композитора началась после выхода последней оперы «Вильгельм Телль». Зрители тепло встретили произведение. Опера имела оглушительный успех, особенно финал грандиозной увертюры – картина наступающей швейцарской армии.

Сохраняя наследие классицизма, Россини привнес в него легкость и искрометность романтизма. Его произведения и по сей день прочно входят в репертуары мировых театров, среди которых почетное место занимает всеми любимая «Золушка». Опера родилась всего за 24 дня. За это время Россини успел еще и поработать над сюжетом культовой сказки Шарля Перро. В предложенной автором версии у Золушки вместо мачехи – отчим, фею заменяет волшебник. Главная героиня в опере знакомится с принцем, переодетым в слугу, еще до начала бала, а вместо потерянной туфельки принц возлюбленный ищет Золушку по одному из парных браслетов.

В театре «Новая опера» волшебство приобретает оттенок современности. Чудесные превращения Золушки обеспечивает 3D-сценография. Картинки оживают, вокруг герой ни вырастают причудливые сады и парят  облака, а злосчастные часы рассыпаются.  По традиции Россини в действии происходит бесконечная смена масок и костюмов, а герои в ходе развития действия проявляют свою истинную сущность: Золушка — искренность и доброту, а её сестры и отчим — глупость и корысть. С первых нот увертюра оперы пленяет слушателей необычайной красотой.

Большой театр – место встречи прошлого и настоящего и как результат  рождения будущего. С 2018 года на сцене Большого играют все того же «Севильского цирюльника», но уже с примесью всего «русского». В постановке Евгения Писарева используется прием «театра в театре», сохраняется старинный стиль буффонады, и вместе с тем появляются культурные особенности России. Среди них и русская речь и «встречи» с известными отечественной истории личностями - такими как Федор Шаляпин.    

Недавно по всей России стартовал проект «Театр в кино»: на больших экранах теперь можно увидеть лучшие постановки в истории театрального искусства. Для того чтобы прочувствовать тонкие мелодии Россини и побывать в Италии 18-ого века необязательно отправляться в театральный зрительный зал. Достаточно лишь приобрести билет в ближайший кинотеатр. Уже сегодня оперы «Севильский цирюльник» и «Граф Ори» показывают на итальянском и французском языках с русскими субтитрами.

И в современном киноискусстве  виднеются отголоски творчества Россини. Сегодня авторы обращаются к его методу взаимодействия кадра и музыкального сопровождения. Композитор стал первым, кто в своих операх приближается к идеалу синтеза искусств, где драматическое действие и музыка дополняют друг друга, более полно раскрывая смыслы произведения.

Примечательно, что музыка Россини звучала не только в экранизациях опер, художественных и документальных кинолентах о жизни автора. Мелодии композиторам сегодня можно услышать в комедийных российских сериалах «Кухня», «Интерны», «Зайцев +1» и во французской комедии «Медведь и кукла» 1970 года.

 Интересные факты

  • В молодости меняя любовниц одну за другой, Россини прослыл известным итальянским повесой. Многие из его избранниц были способными вокалистами и подавали большие надежды. Однако очередная интрижка спасла композитору жизнь. В 1812 году войска Наполеона заняли территории северной Италии. Подготовка похода на Россию велась в полном разгаре, и лидер французской армии объявил тотальную мобилизацию. Россини подлежал призыву в войска и мог погибнуть на поле боя, вместе с 90 тысячами итальянцев. От страшной участи композитора спасло заступничество возлюбленной. «Феей крестной» Россини стала Мария Марколини. Девушка имела особое влияние на младшего брата императора и сумела уберечь маэстро от беды.
  • На закате жизни автор увлекся астрофизикой и даже создал несколько научных инструментов для наблюдения за звездами. Во многом внезапный интерес был связан с любовью к математике и гармонии, незаменимыми в его музыкальном творчестве.
  • Россини не привык себя ограничивать в развлечениях и удовольствиях, в связи с этим протяжении многих лет композитору недоставало средств. Однако последние годы автор все же провел в достатке. После смерти у Россини осталась недвижимость стоимостью 2,5 млн франков. Большую часть наследства композитор оставил не семье, а родному городу Пезаро. На эти средства в городе была основана консерватория, названная именем Россини. Учебное заведение работает и по сей день, его целью является сохранение памяти о личности композитора и его произведениях.

Как только не восхваляли Россини его современники. Под воздействие его музыки попадали и самые просвещенные люди. В то время как обычный слушатели на зрительском уровне оценивали эмоциональный аспект произведений, композиторы и мыслители смотрели на творчество Россини с профессиональных позиций. 

«Севильский цирюльник» по праву считается лучшей комической оперой в истории. Произведение облетело весь мир, было поставлено в Европе, Соединенных Штатах, России и других уголках планеты. Сам Людвиг ван Бетховен высоко оценил оперу. Даже будучи глухим, он прослушал оперу «с листа» и запретил Россини писать что-либо, кроме оперы-буфф. И хотя Россини так и не послушал совет старшего коллеги, ничего равного «Севильскому цирюльнику» он так и не создаст. Несмотря на благосклонность, Бетховен отмечал и пагубное влияние беззаботного детства и чересчур веселого нрава автора:

«Россини стал бы великим композитором, если бы его учитель как следует лупил его по заднице». 

Петр Ильич Чайковский, пребывая под впечатлением от первого прослушивания этого произведения, записал в дневнике:

«Севильский цирюльник» останется навсегда неподражаемым образцом… Той непритворной, беззаветной, неудержимо захватывающей веселости, какою брызжет каждая страница «Цирюльника», того блеска и изящества мелодии и ритма, которыми полна эта опера, — нельзя найти ни у кого».

Как только не восхваляли Россини его современники. Под воздействие его музыки попадали и самые просвещенные люди.

Мыслитель Генрих Гейне прослыл крайне привередливым человеком своего времени. Но даже злословный философ не устоял перед пленяющими мелодиями  гения:

«Россини, божественный маэстро, — солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру! Я… восхищаюсь твоими золотыми тонами, звездами твоих мелодий, твоими искрящимися мотыльковыми грезами, так любовно порхающими надо мной и целующими сердце мое устами граций! Божественный маэстро, прости моими бедным соотечественникам, которые не видят твоей глубины, — ты прикрыл ее розами...»

Неоднозначное мнение о музыке Россини имел Франц Лист, неоднократно называя Джоаккино Россини гением. Вместе с тем он был уверен, что итальянский «гений» не был «великим композитором». Автор считал, что даже если Россини и создавал красивые мелодии, то в его творчестве не хватало глубины и смысла.

«Европы баловень Орфей», как прозвал Россини А. С. Пушкин, внес значительный вклад в развитие истории итальянской оперы и мировой музыки в целом. Хотя он прекратил работу над операми, не достигнув и 40-летнего возраста, свет его произведений не меркнет и по сей день. За свою деятельность Россини был удостоен звания «Великого композитора» и стал членом Французской академии изящных искусств. Родной город автора до сих пор пропитан духом великого итальянского деятеля. ЮНЕСКО недаром провозгласил Пезаро «городом музыки»: сюда на ежегодный Россиниевский фестиваль съезжаются меломаны со всего света. Кроме того, имя Джоаккино Россини носят консерватория, театр и улица, на которой он родился.


Читайте также
03 мая
08:00
В медиацентре парка «Зарядье» открылась выставка «Античность. Система координат»
22 апреля
17:00
В «Зарядье» прошёл вечер вокальной музыки
18 апреля
15:30
На «Винзаводе» открылась выставка «Это нам приснилось завтра»